Версия // Общество // Что наша жизнь – игра?

Что наша жизнь – игра?

1926
В разделе

Жизнь в больших городах на глазах превращается в квест. В таком формате стало модно проводить экскурсии, спектакли и свадьбы. Недавно курируемый Смольным Дом молодёжи организовал даже пешую игру, приуроченную ко Дню России. Так, популярное развлечение активной молодёжи перешло в историческую и даже политическую плоскость.

Социолог Александр Пронин связывает квесты с модой на «реальное» времяпрепровождение в противовес устаревшей моде на интернет-общение.

«Квест – не особенность современного мира, – уверен эксперт. – Это одна из форм игры, а игра – древняя форма взаимодействия, переживания некой ситуации. В современной культуре эта идея очень популярна».

Первые «реальные» квесты были рассчитаны на состоятельную аудиторию. Заскучавшим бизнесменам предлагали, к примеру, ночью отправиться в деревню, доить коров. Но постепенно элитное развлечение стало общедоступным.

В начале 2000-х годов среди петербургских студентов был очень популярен «Бегущий город» – участники получали карты, перемещались по точкам, в каждой выполняя какое-то задание. Некоторые игровые марафоны такого типа нужно проходить, вернее, проезжать на роликах или велосипедах. Подвижные головоломки придуманы и для автомобилистов. Соответствующие мероприятия ещё называют «Стрит-челлендж».

Из классических квестов выросли игровые экскурсии по музеям. Нечто подобное устроил этим летом Эрмитаж: его традиционная экспозиция дополнилась экспонатами биеннале современного искусства «Манифеста», которые не так легко найти в огромных эрмитажных пространствах.

В рамках «Манифесты» проходит и квест-спектакль Remote Петербург. Его организовали БДТ и немецкая театральная компания Rimini Protokoll. В каждом таком мероприятии (где, кстати, нет актёров) могут участвовать 50 человек. Путь начинается на кладбище, а заканчивается на строительных лесах БДТ.

Театровед Евгений Авраменко отмечает – подобные игры Rimini Protokoll формируют по единому шаблону, не учитывая особенности городов. Гораздо удачнее идея квеста, на взгляд Авраменко, обыграна в кино – в фильмах «Прогулка» Алексея Учителя и «Русский ковчег» Александра Сокурова. Впрочем, в кино нет важной составляющей – интерактивности. В театре же эту возможность используют сполна.

Эксперт уверен, что театральные квесты действительно становятся тенденцией: «Для Европы уже традиционны спектакли вне сцены, которые разрушают модель «действо на сцене, зрители в зале». Постановки превращается в игру-путешествие».

Интерес к подобным формам, как считает театровед, зародился ещё в Перестройку. Тогда пьесы стали играть в необычных пространствах – в подвалах, на улицах, во дворах.

Спектакли-квесты, рассчитанные на детей, с недавних пор проходят в БДТ («Театр изнутри») и Александринском театре («Призраки театра»). Во время таких постановок детей знакомят с устройством театра, позволяют им заглянуть за кулисы, встать за пульт звукорежиссёра.

Из новинок – последние месяцы в Петербурге стали пользоваться популярностью головоломки в замкнутом пространстве. Например, компания «Клаустрофобия» предлагает выбраться из запертого конструкторского бюро советского типа. Квесты под брендом Rabbit Hole (кроличья нора) – загадки, которые надо осилить, чтобы освободиться из застрявшего лифта или кабинета алхимика. Квесты могут выглядеть как гараж, звукозаписывающая студия или даже как логово маньяка. В ближайшее время таких игр в Петербурге должно стать значительно больше: у Rabbit Hole в разработке 7 проектов, у «Клаустрофобии» – 14.

Квесты этого типа рассчитаны на команду из двух-четырёх человек. Цель – выбраться из помещения. Как показывает практика – чем больше участников, тем легче этой цели достичь. От игроков требуется тщательно изучить интерьер, чтобы найти подсказки.

Корреспондент «Нашей Версии на Неве» убедился в том, что это дело азартное. Хотите выбраться на свет божий? Придётся и школьную программу вспомнить, и белого кролика выследить («Тайна алхимика»).

Интересно, что квесты охватывают всё новые сферы жизни. Например, некоторые петербургские компании стали предлагать свадебные ребусы – чтобы попасть на торжество, гости должны преодолеть нелёгкий путь, полный сюрпризов. Впрочем, сами организаторы признаются – отчасти это делается, чтобы занять гостей на время свадебной фотосессии молодожёнов.

Кадр из фильма «Игра». Экстремальный «квест» чуть было не стоил жизни главному герою Майкла Дугласа.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.08.2014 17:35
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх