Версия // Общество // Известный американский журнал Foreign Policy на днях разразился текстом о русской литературе

Известный американский журнал Foreign Policy на днях разразился текстом о русской литературе

2361

Александр Ильянен:«Писатели обслуживают классы»

Фото из архива А. Ильянена
В разделе

Он явно ударил по патриотически настроенным гражданам. Мысль, которая проводится обозревателем журнала страны победившего капитализма – литература наша померла. Присутствует и пафосный всхлип: как это земля, давшая миру Толстого и Достоевского, вдруг иссохла, утратила способность к плодородию.

Отмечается: американская аудитория, которая знакома с героями, выписанными нашими классиками, едва ли назовёт хоть одного современного русского писателя.

Однако в России сегодня живёт и творит немало передовых личностей, в том числе и авангардного склада. Имя Александра Ильянена, возможно, не столь знакомо широкой аудитории, но он среди них. В марте как раз презентовал свой новый роман. Корреспондент«Нашей Версии на Неве» не упустил возможности побеседовать с литератором.

– Александр Сергеевич, верно ли, что ваша новая книга «Пенсия» была создана в социальной сети?

– Роман полностью, от начала до конца, составлен из записей на стене «Вконтакте». Так получилось случайно, но мне очень понравилось: первая строчка, за ней другая, и так, мало-помалу, получилась книга.

– То, что американцы называют «one piece of time»?

– Да. Эта книга – как корабль. Ведь есть социум, и есть возможность из него уплыть.

– На презентации романа вы обмолвились, что сейчас не можете покупать книги – слишком дорого…

– Розанов написал: «Книга должна дорого стоить». Я разделяю эту мысль. Но речь идёт не только о книгах, которые продаются, но о книге как таковой. Но говоря о нынешнем положении – надо делать выбор. И не нужно, наверное, чтобы каждый мог себе её позволить. Розанова кормили его книги, меня мои – нет. Это мне даёт значительно больше. А кормит пенсия.

– Как вы отнеслись к недавней дискуссии о том, что якобы классика потеряла свои позиции, перестав быть актуальной?

– Подходы есть разные. Классика – то, что уцелело в веках. Борхес, например, говорил – не надо читать авторов, раньше ста лет. Какой смысл? Неизвестно, что останется. Но каждый должен определить для себя это сам.

– Вы довольны современной школой критиков?

– Критиков много хороших умных прекрасных, и при том – довольно молодых. Не буду называть конкретные имена: кого-то не назовёшь – обидится. С критической школой у нас всё в порядке.

– Как вы относитесь к российским книжным премиям? Действительно ли они высвечивают важные имена?

– У меня нет никакой обиды на этот счёт. Уповаю на то, что есть некий объективный процесс. Самому мне о премии скучно думать. Я бы предпочёл, чтобы всё само собой происходило. Писатель бы занимался своим делом, писал, кто-то давал премии. Но желания премий у меня нет. Есть такое выражение: если хочешь, чтобы бог наказал тебя – загадай желание, он его исполнит.

– А что бы вы могли сказать о сути премий?

– Если ты озабочен премией – ты думаешь о деньгах. Должны быть люди, которые в тебе заинтересованы. Если их нет, значит, или ты не представляешь интереса для общества или тебя не печатают потому, что ты опасен. Если бы мне дали премию, возможно, перестал бы писать. Зачем? По крайней мере, я сейчас пишу то, что хочу писать. А потом что? Начнётся производство. Это скучно. Жизнь гораздо богаче и интереснее. В ней всегда спонсоры находятся. Пишущих сейчас много. Есть конкуренция. Если писатель считает, что у него много конкурентов, можно цветы выращивать.

По теме

– Но в Америке премии служат проводником писателя к широкой аудитории…

– Я скажу о Франции, поскольку лучше всего осведомлён о литературном процессе этой страны. Очень богатая традиция, мы не представляем, сколько людей там пишут. И какое сейчас там количество издательств. Богатое отношение к слову. И, конечно, премии. Скажем так, в XVII веке во Франции уже произошёл расцвет литературы, а у нас только наметилось начало.

– Насколько известно, вы интересуетесь историей. А что для вас это увлечение?

– История связана со словом. События описывают историки. Но пишут-то историю писатели, авторы. Хотя есть разные подходы к пониманию процесса. Моё отношение к истории – через призму фактов, которые укладываются в понимание. Но есть и иное. Павел не был безумным. Безумен Наполеон. Недаром сумасшедшие себя с ним ассоциируют. Но люди любят его. Поэтому большинство людей безумны, они любят простые вещи: поесть, попить, не буду о другом говорить. Поэтому государство закручивает гайки – и ради нашего интереса тоже.

Я бы мог рассказать вам про Крым или Севастополь, но не стану. Сейчас – власть эмоций. Что-то скажешь – сразу на тебя штамп поставят. А если ещё скажешь «Крым наш»… Это интимно. И слава богу. Это личное дело каждого. В некоторые время лучше помолчать. А если писатель – иди попиши. Хотя тот же Сартр, которого я очень уважаю, был ангажирован.

– Алжирская война, встреча с Эрнесто Геварой.

– Да! И всё остальное. При этом – чистейший буржуа. Это всё такой цирк! Он был клоуном, но таким, который не даёт заподозрить клоунство. Сейчас во Франции, кстати, того же Сартра практически не читают. Кроме тех людей, конечно, у которых специальность – преподаватель философии. Их наберётся не так много. Интересно, что во Франции преподают философию, а у нас – литературу. В России литература заменяет этот предмет. У нас литература на грани философии. Тот же Достоевский.

– Какое место занимают в современном обществе писатели?

– Они обслуживают классы – как Бальзак, например. Развлекают. Государство использует это в своих целях. Если этот порядок не нравится – пиши против. Но ещё никому не удавалось изменить эту природу. Никто формулы Аристотеля не отменил. Человек социальное животное. Я тоже люблю есть-пить – то есть, очень плохой с этой точки зрения. К пастухам и овчаркам отношусь, как к пастухам и овчаркам. То есть, держусь от них подальше.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.04.2015 12:15
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх