// // Памяти единственного независимого профсоюза в питерском «Пассажиравтотрансе»…

Памяти единственного независимого профсоюза в питерском «Пассажиравтотрансе»…

3394

Начальник – Молодец, водитель – дурак?

В разделе

Назначенный в прошлом году заместителем главы комитета по транспорту Смольного Валерий Молодец ранее трудился директором автобусного парка №6. При нём там возник было первый в «Пассажиравтотрансе» независимый профсоюз. Его бывший председатель Фирдавс Мукимов рассказал «Нашей Версии на Неве», как поплатился за это.

Автобусный парк №6, что на улице имени секретаря РСДРП(б) во время революции, товарища Стасовой, основан почти полвека назад. Его предназначением было перевозить к метро жителей новостроек на востоке и севере города. И сегодня парк обслуживает густонаселённые Калининский и Красногвардейский районы, как с подвозом к подземке, так и напрямую в центр, а также в пригороды. В нём насчитывается чуть больше тысячи водителей и кондукторов, не считая ремонтного персонала.

«Помойка, концлагерь и цирк»

Фирдавс Мукимов – уроженец Таджикской ССР, подростком вместе с матерью уехал в Россию во время гражданской войны на родине. Здесь он получил новое гражданство, отслужил срочную в Ленинградской области, обзавёлся семьей (трое детей). Фирдавс интересуется историей СССР, уважает Ленина и Сталина, и соответственно по взглядам его можно назвать советским человеком. А укрепился Мукиров в этих взглядах именно после того, как поработал в парке №6 водителем автобуса…

«Условия работы у нас непростые, – рассуждает Фирдавс. – Средняя зарплата, в зависимости от выработанных часов и классности, примерно 55 тысяч рублей. Есть больше у тех, скажем, кто работает на автобусах с «гармошкой». У кондукторов зарплата в два раза ниже. Чтобы им получить 40 тысяч зарплату, нужно выработать не положенные 140 часов в месяц, а примерно 250. Водители тоже регулярно перерабатывают. Я, к примеру, около года отрабатывал по 200-220 часов в месяц.

Но главная проблема – необоснованные штрафы, взыскания, которые выносятся по любому поводу. К примеру, я попал в ДТП на 77-ом маршруте при подъезде к Ладожскому вокзалу. Недавно там сделали выделенную линию и зимой не стали её чистить, там постоянно автобусы находились и «надышали». И вот сразу три автобуса попали в ДТП из-за этого, я задел впереди стоящий автобус, потому что, как потом оказалось, тормоза были не вполне исправны. У коллеги впереди впереди не было повреждений. Несмотря на это меня лишили 50% зарплаты.

Ну тут хоть факт ДТП был. А вот на днях знакомого водителя оштрафовали на 5 тысяч рублей за то, что он закурил сигарету в кабине, хотя он ещё не выехал на маршрут, а только прогревал автобус. Это как система.

Или взять кондукторов. Часто пассажиры жалуются. Показалось, к примеру, что он ведёт себя неподобающе, человек звонит на горячую линию – и по делу и нет – никто ни в чём разбирается, кондуктора сразу штрафуют. Или, скажем, покажется, что тот говорил по телефону во время работы, или что не ходит по салону, а сидит на месте или за книгу взялся».

Слова Мукимова находят подтверждение на тематическом форуме Pravda-sotrudnikov, где есть страничка, посвящённая 6-му автопарку, и бывшие сотрудники делятся впечатлениями. Люди жалуются, что автобусы не ремонтируют, в том числе – часто выпускают на линию с неисправными тормозами. А также – на вечный недосып и усталость от перенапряжения, постоянные лишения премий за любую мелкую повинность, вроде съеденного в кабине бутерброда или даже чая из термоса зимой.

По теме

В итоге автопарк удостоился наименований помойки с большой буквы, концлагеря, и бл..ского цирка. Ну а как именуют руководство (большинство комментариев относится к периоду, когда парком руководил Валерий Молодец), воспроизвести не представляется возможным.

Профсоюзная война на Стасовой

Фирдавс начал интересоваться у начальства: а почему за любую провинность обязательно выписывается штраф? Можно же вынести, скажем, замечание. Немало удивившись, ему сказали, что, мол, вы же человеческого языка не понимаете, а только кнут.

В общем, три водителя и один кондуктор решили, что терпеть хватит, и летом 2018 года создали свою структуру – ячейку Межрегионального объединенного рабочего профсоюза «Защита». Больше всего это не понравилось многолетнему главе профкома парка, входящего в структуру Федерации независимых профсоюзов России, где числится большая часть работников, Андрею Ермилову.

«Если брать по защите прав, то их профсоюз никак себя не проявляет, а проявляет в регулярном получении отчислений от работников, новогодние подарки, путевки выдают, чтобы какую-то деятельность изображать… – говорит Мукимов. – Словом, ничем не отличается от других официальных профсоюзов.

У меня был опыт общения с председателем, попытался познакомиться, но, к сожалению, из этого ничего хорошего не вышло. Ермилов меня обозвал самозванцем, потому что мы не стали предъявлять руководству списки учредителей и учредительных документов. Во-первых, я не обязан это делать. Во-вторых, не хотелось подставлять коллег. В ходе нашей перепалки Ермилов на меня напал в коридоре, я сдержался, не стал отвечать, потом другие водители оттащили взбешённого профсоюзного босса. Травмы я зафиксировал, но дальше уже дело развивать не стал, потому что не вижу в этом никакого смысла».

Удивительное дело, как повторяются некоторые сюжеты! Зимой этого года автор этого текста написал для сайта «Конкретно.ру» текст «Профсоюзная война на Сортировочной», где описывался точно такой же конфликт в железнодорожном локомотивном депо с мордобоем между главой независимого профсоюза, машинистом Александром Цветковым, и председателем местного ФНПР-овского профсоюза Евгением Барановым. Цветков в данном случае требовал показать свои наработанные часы в компьютерной базе, а в итоге дело закончилось порванным галстуком Баранова (это машинист признает) и якобы сломанным его же пальцем (а это нет).

Впоследствии дело дошло до суда о причинении телесных повреждений средней степени тяжести. Рассмотрев материалы дела, мировой судья Юлия Сердюкова вынесла вердикт машинисту – восемь месяцев ограничения свободы. Адвокат Цветкова Глеб Лаврентьев сейчас обжалует приговор.

«Шторка поднялась – заплатите штраф»

«Через какое-то время меня пригласили на беседу в кабинет директора, – продолжает рассказ Фирдавс. – Был проведен так называемый СОУТ – специальная оценка условий труда на рабочем месте. Я подал заявление директору, чтобы истребовать документы, и пошёл. Он мне стал говорить, что я якобы профсоюз создал с целью мошенничества. А оно якобы состоит в том, что мы берём отчисления с работников как профсоюз.

На самом деле Молодца больше всего возмутило, что мы создали профсоюз без его ведома, посмели какую-то самостоятельность проявить. Потом был более мягкий разговор, что мне, мол, надо набраться опыта, поработать, чтобы понять структуру, обязанности работников, проблемы. В общем, целью было, чтобы прекратил свою деятельность. Я этого не сделал – и начались репрессии».

Проверок стало больше. Одно из излюбленных наказаний для «неугодных» водителей – отправить на линию без кондуктора и внимательно отследить за ним по видеокамерам. Поскольку он отвлекается на дорогу, а народу в автобусе много, может не вовремя билет выдать, соответственно получает штраф.

Или, к примеру, кондуктор подошёл к водителю рабочие моменты обсудить: обоих наказывают, хотя по инструкции первый должен сообщать второму, если в салоне что-то происходит. Или шторка поднялась и прикрыла на какое-то время камеру видеофиксациии, как в случае с Мукимовым… В общем, как известно, по примеру «итальянской забастовки», выполнение всех правил и инструкций ведёт к тому, что работать невозможно. А в нашем случае – к штрафам.

По теме

«С начала моей профсоюзной деятельности я был где-то на 150% оштрафован, – утверждает Мукимов. – В определённый момент они решили, что от меня пора бы избавляться. Были созданы невыносимые условия труда. В семье появились трудности, я лишался денег, ну и психологически сложно, конечно. И 14 февраля 2019 года я был уволен за «неоднократные нарушения».

Фирдавс Мукимов обжаловал увольнение в Калининский районный суд. Однако судья Ирина Савченко вынесла решение об отказе (есть в распоряжении редакции). Скрупулёзно перечислив все нарушения и соответствующие пункты инструкций и правил, вплоть до той самой злосчастной шторки, она пришла к выводу, что нарушений закона нет. Теперь Мукимов планирует подавать апелляцию. Параллельно он встал на учёт на биржу труда и попытался устроиться на работу в несколько других автопарков, однако везде получил отказ, несмотря на наличие вакансий и даже направление службы занятости.

В общем, в «Пассажиравтотранс» пусть ему заказан, и теперь Мукимов овладевает профессией экскаваторщика. Сам профсоюз после увольнения главного возмутителя спокойствия умер тихой и незаметной смертью.

А Валерий Молодец на днях с высокой трибуны Законодательного собрания отвечал на вопросы народных избранников. Депутатов, интересовала, в частности грядущая отмена почти 300 маршрутов общественного транспорта, в том числе на Васильевском острове, где останется всего два маршрута. Молодец пообещал, несмотря на «большую загруженность» Комитета по транспорту, провести публичные слушания во всех районах. И это правильно.

Вот только тут есть и обратная сторона вопроса: а именно, если перерабатывающий, недосыпающий, замученный штрафами и проверками водитель автобуса – не дай бог, конечно – въедет не туда, куда надо, это уже будет не только его проблема...

«Нарушений очень много в отношении прав наемных работников, которые пытаются отстаивать свои права перед работодателями, – констатирует председатель профсоюза «Защита» Степан Маленцов. – Фирдавс первым сделал это именно в «Пассажиравтотрансе», но мы видели такие попытки в «Горэлектротрансе», и в других городах, в Москве в частности. Ведь даже водители Управления делами президента, которые возят высокопоставленных людей, находятся в столь же бесправном состоянии, как и их коллега пассажирского автобуса. Поэтому здесь ситуация общая: как правило, работникам просто не позволяют пройти стадию самоорганизации, самых активных просто увольняют.

У транспортников есть определённая специфика – промышленные рабочие общаются друг с другом довольно тесно, а у водителей индивидуальный труд, и собрать их вместе очень сложно. Хотя есть, конечно, современные средства связи, группы разные в соцсетях, но полностью проблемы это не решает. В общем, у нас есть планы как помогать дальше Фирдавсу в его борьба за справедливость, так и продолжать работу в этой сфере в целом».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.07.2019 19:19
Комментарии 0
Еще на сайте
Наша версия на Неве - региональное приложение общероссийской газеты независимых журналистских расследований «Наша версия»
Наверх