Версия // Бизнес // Уберизация транспорта: почему в 2024 году это нужно компаниям

Уберизация транспорта: почему в 2024 году это нужно компаниям

2812
Уберизация транспорта: почему в 2024 году это нужно компаниям (фото: Wikimedia Commons/Ilya Plekhanov)
В разделе

Уберизация — это процесс, когда рутинные рабочие процессы оптимизируются с помощью цифровых технологий. Термин появился, когда люди перешли на заказ автомобиля через приложение в смартфоне, вместо вызова по звонку. Затем определение перекочевало из сферы перевозок в другие области жизни и производства. При этом уберизация стала возможна только благодаря широкому распространению интернета и смартфонов в том числе среди платежеспособной части общества.

В обычной жизни уберизация позволяет быстрее и проще получить какую-либо услугу: от государственной справки до доставки готовой еды — все это можно оформить через приложение в телефоне.

Уберизация экономики: в каких отраслях она работает

На производстве и в деловой сфере уберизация также помогает ускорять многие операции. Например, сюда можно отнести использование электронного документооборота вместо почтовой или курьерской отправки писем, подписание трудовых документов через приложение в смартфоне.

Динамика загрузок мобильных приложений на основе статистики Google Play и App Store
Динамика загрузок мобильных приложений на основе статистики Google Play и App Store

К тому же уберизация на предприятиях и организациях — важный процесс особенно в условиях нехватки рабочей силы. Это помогает сократить издержки, оптимизировать звенья добавленной стоимости, разгрузить сотрудников и ускорить бизнес-процессы.

Принцип уберизации можно встретить в знакомых сферах, например:

  • доставка готовой еды — заказ, созданный через приложение, поступает сразу на кухню. В результате ресторан может принять больше заявок;
  • ЖКХ — показания передаются автоматически или через приложение. Обслуживающие компании могут значительно разгрузить операторов и снизить количество ошибок из-за человеческого фактора;
  • поездки на крупных предприятиях — сотрудники оформляют заявку на корпоративные автомобили по принципу такси. В результате сокращается период согласования, работники быстрее решают производственные задачи;
  • такси — клиенты заказывают автомобиль через приложение, и заявки принимаются и распределяются автоматически с учетом близости экипажа к месту подачи. Перевозчик принимает больше заказов, водители быстрее приезжают к пассажирам.
  • государственные услуги — граждане заказывают необходимые справки, платят пошлины и подписывают документы прямо в приложении. Благодаря этому скорость работы ведомств увеличивается, живые очереди сокращаются.

Рост количества пользователей портала «Госуслуги» с 2013 по 2023 годы. Статистика подготовлена на основе публикации данных в СМИ.
Рост количества пользователей портала «Госуслуги» с 2013 по 2023 годы. Статистика подготовлена на основе публикации данных в СМИ.

Чем уберизация отличается от шеринг-экономики

Можно встретить такие термины, как шеринг-экономика или совместное потребление. Их употребляют, когда клиент платит только за фактически оказанную услугу, не приобретая товар и не оплачивая длительную аренду.

Например, производители УЗИ-аппаратов предлагают больницам такую схему работы: оплата только за фактические исследования. В выигрыше оказываются все: больница может здесь и сейчас получить необходимую технику, а производитель получает оплату уже сейчас, в отличие от конкурентов, которые пытаются продать аппарат в собственность.

Разница между уберизацией и шеринг-экономикой несущественная, но совместное потребление может работать без цифровизации. Уберизация же неотделима от современных технологий.

Пример уберизации автопарка на производстве

Рассмотрим более подробно выгоды уберизации на примере транспорта.

Крупные производственные площадки имеют собственный или арендуемый парк автомобилей. Как правило, техника закреплена за определенными отделами или людьми. Часть подразделений ездит нерегулярно, экипажи простаивают. Другим же постоянно не хватает автомобилей.

Чтобы решить эту ситуацию, организации идут по пути уберизации автопарка:

1. Проводят полный анализ транспортных процессов: сколько времени уходит на согласование поездки сотрудника, долго ли автомобили ожидают заказов и простаивают, как часто ездят вхолостую по своим личным делам или по пути в гараж, чтобы получить новую заявку.

2. Формируют общий пул автомобилей за счет полного или частичного открепления транспорта от отделов. Благодаря этому нагрузка на парк становится более равномерной.

3. Внедряют систему цифровизации, которая автоматически принимает и распределяет заявки. Сотрудник через мобильное приложение оформляет заказ, алгоритмы подбирают свободный экипаж с учетом близости к месту подачи, класса автомобиля, рабочего графика водителя.

4. Интеграция системы с различными программами: GPS, АвтоГРАФ, Wialon, ГЛОНАСС и 1С. Это позволяет отслеживать автомобили: соблюдение ПДД, нецелевые поездки, а также учитывать все финансовые операции.

В результате автопарк работает по принципу такси. Сотрудники быстрее получают заказанный автомобиль, а значит, рабочие задачи выполняются быстрее.

Уберизация корпоративного автопарка: все сотрудники заказывают через приложение автомобили из единого пула
Уберизация корпоративного автопарка: все сотрудники заказывают через приложение автомобили из единого пула

Какие результаты дает уберизация транспорта внутри компании

Главная задача уберизации — упрощение и ускорение бизнес-процессов, а также экономия бюджета предприятия. Рассмотрим, какие преимущества дает новый подход на примере корпоративного автопарка.

Все данные в этом разделе основаны на статистике системы цифровизации «ТМ: Корпоративные поездки».

Стоимость содержания автопарка уменьшается на 30%

Благодаря снижению холостых пробегов. Подбор техники идет с учетом загрузкой разных типов транспорта в парке. Водители не возвращаются в гараж за новым заказом, а принимают их в приложении на смартфоне, где бы они не находились.

Оформление заявки на транспорт сокращается в 5-7 раз

Сотрудникам не нужно писать служебные записки или устно согласовывать заказ. Чтобы оформить заявку достаточно смартфона. Система цифровизации подберет подходящий автомобиль за несколько минут.

Работники заказывают технику через мобильное приложение
Работники заказывают технику через мобильное приложение

Каждый автомобиль выполняет в 2-3 раза больше заявок

Система цифровизации распределяет заказы так, чтобы техника была неподалеку от пассажира. Кроме того, все вызовы можно поставить в очередь или объединить заказы пассажиров, едущих одинаковым путем, позволяя им пользоваться одним автомобилем вместо нескольких.

Можно отказаться от 20% автопарка

Уберизация позволяет увидеть настоящую загрузку техники: какие экипажи часто ездят в маршруты, а также можно понять, сколько автомобилей постоянно стоит в гараже. Незадействованную технику можно продать, перевести на другие объекты или поместить в резерв.

Как настроить работу корпоративного автопарка с помощью системы «ТМ: корпоративные поездки»

Аналитическая платформа от «ТМ: Корпоративные поездки» предоставляет данные, помогающие принять правильное управленческое решение
Аналитическая платформа от «ТМ: Корпоративные поездки» предоставляет данные, помогающие принять правильное управленческое решение

Комплекс позволяет организовать и оптимизировать перевозку сотрудников на автомобилях компании по принципу такси. В систему «ТМ: Корпоративные поездки» входят мобильные приложения:

  • для сотрудников, через которое можно заказать автомобиль;
  • приложение для работы водителя;
  • программная платформа для автоматического распределения заявок;
  • веб-инструменты для руководителей, помогающие контролировать поездки.

Аналитическая платформа от «ТМ: Корпоративные поездки» предоставляет данные, помогающие принять правильное управленческое решение

Благодаря системе ТМ: Корпоративные поездки» уберизировали работу своих автопарков такие организации как:

  • ООО «Газпромнефть-Ямал»;
  • ООО НПЗ «Газпромнефть» ПАО;
  • АО «Мессояханефтегаз»;
  • ПАО «Татнефть»;
  • Оренбургский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс»;
  • Правительства Белгородской области.

Подробнее об уберизации читайте по ссылке в начале статьи.

Реклама: (i)

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.03.2024 13:28
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх