"Добро пожаловать в ад"

После десятидневных боёв в Грозном из 700 человек личного состава 131-й мотострелковой бригады около 500 военнослужащих числились убитыми, пропавшими без вести и ранеными. Оставшихся в строю собрали на концерт Юрия Шевчука, 13 января 1995 года в Моздоке.

На карте России есть небольшой городок Майкоп – столица Адыгеи. В советское время проходить службу здесь было пределом мечтаний для многих офицеров. Прекрасный климат, хорошее снабжение, близость черноморского побережья и интенсивная замена в группы войск, стоящих в странах социалистического лагеря – Германия, Венгрия, Чехословакия, Польша. Да и находился Майкоп в резервном, Северо-Кавказском военном округе, куда если и приезжали из министерства обороны с проверками, то по большей части отдохнуть.

Тут, вдоль обрывистых берегов реки Белая, и стояла 9-я Краснодарская Краснознамённая орденов Кутузова и Красной Звезды мотострелковая дивизия имени Верховного Совета Грузинской ССР. Пока в начале 90-х ингуши, проголосовавшие за Президента Ельцина, который обещал им вернуть национальную независимость и территориальную целостность, не почувствовали себя обманутыми. Поэтому размеренный ритм дивизионной жизни был закончен, на базе воинского соединения сформировали 131-ю отдельную мотострелковую бригаду (омсбр) и вскоре временно передислоцировали её во Владикавказ. Отправился в 1992 году к новому месту назначения и выпускник Ленинградского Высшего зенитно-ракетного командного училища, лейтенант Николай Пришвалов.

В Северной Осетии шли вооруженные столкновения с ингушами, в Южной – стычки с вооруженными грузинскими формированиями Звиада Гамсахурдия. Разруха, грязь, холод… Даже не верилось, что еще недавно эти места считались Всесоюзной здравницей.

Наступил 1994 год. В 131-ю омсбр зачастили инспекторские проверки из Москвы. А в октябре в штаб мотострелковой бригады пришла шифрограмма «Офицеры, прапорщики и военнослужащие по контракту, не использовавшие отпуск за 1994 год, должны отгулять его до 1 декабря». Затем в Майкопе, куда вернулась 131-я омсбр, прошли показательные учения, и бригада выдвинулась к границам Чечни.

4 декабря части 131-й омсбр вышли на рубеж в 10 километрах от Грозного. На следующий день поступил приказ – заменить обученных механиков-водителей на молодое пополнение, прибывшее из учебных подразделений. Через неделю в бой за рычагами боевых машин пойдут не старослужащие, имевшие военный опыт, а слабообученные бойцы.

На Грозный!

Головная походная застава (ГПЗ), в состав которой входило подразделение лейтенанта Пришвалова, приблизилась к Терскому перевалу и поселку Первомайский, заняв оборону. К Чечне подходили всё новые и новые полевые части. Предстояло наступление.

Утром 11 декабря группировка российских войск двинулась по направлению к чеченской столице. Части продвигались в ротных колоннах, не встречая сопротивления со стороны «чехов». ГПЗ 131-й омсбр вышла с севера к совхозу «Родина», а 25 декабря оказалась на окраинах Грозного. Вместо карты города на руки младшие офицеры получили кальку с малопонятными обозначениями, а комбатам и ротным выдали карту Грозного полувековой давности – выпуска 1942 года. Из радиостанций – только штатные на машинах.

30 декабря был обычный день войны. Накануне – редкая стрельба и гул моторов. 131-я омсбр вышла к реке Нефтянка и, не обнаружив переправы, вернулась в исходный район. Но вскоре была получена задача – выйти непосредственно к Грозному и на удалении 10 километров во взаимодействии с 81-м полком самарцев брать город. Задача на роту – один дом, на батальон – квартал, зачистку будут проводить внутренние войска МВД, группировка войдет в Грозный со всех направлений одновременно. Штурм пройдет при поддержке авиации и артиллерии.

Расстрелянная бригада

31 декабря 1994 года ГПЗ уже к полудню вышла на улицу Маяковского, практически в центре города. Но неожиданно 131-я омсбр получила приказ – штурм центра отставить, выдвинуться на железнодорожный вокзал. Офицеры были в недоумении – подразделения успешно воюют уже в самом Грозном, сопротивление противника незначительное, колонны перестроены в штурмовой отряд…

Сначала на пути к вокзалу бойцы увидели вывешенный лозунг «Добро пожаловать в ад». Затем чеченские гранатометчики отсекли головную и последнюю машину и начали почти вплотную расстреливать 131-ю омсбр из автоматов и пулеметов. Связь между подразделениями бригады работала хаотично, сквозь шум боя в эфир с просьбой о помощи пробился комбриг. Его уже окружали «чехи» на вокзале.

Но идущим к комбригу вдруг следует команда «Стоять!» по закрытой, секретной волне связи. Замершую же технику чеченцы тут же начали расстреливать из гранатометов. В эфире звучали только команды боевиков, которым почему-то были известны позывные и фамилии офицеров бригады.

К вечеру бригада оказалась практически не боеспособна, но продолжала воевать. В бою погиб командир 131-й омсбр Иван Савин и почти всё её управление. Из репродукторов по всему Грозному разносилась речь правозащитника Сергея Ковалева, предлагавшего солдатам сдаваться…

Утром 1 января 1995 года ГПЗ сдала «двухсотых» в «камеру хранения». Их насчитывалось около 80 человек. Окраинами разбитые подразделения самостоятельно выходили из Грозного, в расположение 129-го мотострелкового полка Ленинградского военного округа.

А уже в марте командир ГПЗ, потомственный офицер Николай Пришвалов принял решение уволиться из рядов Вооруженных Сил. В живых из тех, с кем он прожил новогоднюю ночь, остались единицы.

Анатолий Гончар

26.04.2012 13:21

Просмотров: 1993