В современной России живёт сорок политзеков

В своё время одни бывшие политзаключённые предлагали учредить почётный знак «Жертва террора», а другие парировали – «А почему не почётный знак «Попал под лошадь»? Такой анекдот рассказывают современные правозащитники, однако вопрос, кого же сегодня стоит считать настоящим политзеком, вызывает серьёзные разногласия даже в неодиссидентской среде.

По словам московского юриста и социолога Сергея Давидиса, к подобной проблеме выработан так называемый «подход двух ключей». Ключ первый – политические мотивы власти. Ключ второй – нарушения прав заключённых, несоразмерность условий и длительности содержания в заключении совершенному преступлению, избирательность преследования. Кроме того, по мнению юриста, политическими заключёнными не могут считаться те, кто совершил насильственные правонарушения против личности или против имущества, а также те, кто призывал к насильственным действиям.

Другая точка зрения – насильственные преступления, совершённые по политическим мотивам, нужно рассматривать в индивидуальном порядке. И не лишать априори людей, которые их совершили, права считаться политзеками. По подсчётам правозащитников, сейчас в нашей стране их насчитывается около сорока человек. Об этом сообщили участники АНО петербургского «Мемориала».

"Наша Версия на Неве", № 12 (320), от 31.03.-06.04.2014

03.04.2014 13:41

Просмотров: 1293