Петербургский «Мемориал» споткнулся на польском проекте

Накануне 69-й годовщины Великой Победы петербургское общество «Мемориал» попыталось провести в карельской Сегеже выставку «Следы польской памяти на территории России». Ожидалось, что посетители данного мероприятия смогут получить исчерпывающую информацию о более чем 130 местах на территории нашей страны, связанных с памятью о поляках, так или иначе пострадавших от Советской власти. Однако эту проникновенную экспозицию никто в Карелии не увидел.

По информации «Нашей Версии на Неве», «Мемориал» и польское внешнеполитическое ведомство традиционно поддерживают более чем дружеские отношения: среди совместных проектов можно вспомнить, например, выставку «Страданию – правду, умершим – молитву. Места польской памяти в России», которая прошла в прошлом году в петербургском музее политической истории. Напомним, что она открылась в День памяти жертв политических репрессий.

Критически настроенному наблюдателю такой «тайминг» мог показаться странным: неужели организаторы мероприятия искренне считали поляков единственными, кто пострадал в России в наиболее сложный период её новейшей истории? Тем не менее, со стороны гостей выставку открывал сам Петр Марциняк, большой знаток российского правозащитного движения, в своё время лично вручавший государственные награды Республики Польша таким столпам российского правозащитного движения как Сергей Ковалёв, Елена Боннэр, Лев Пономарёв и Александр Гурьянов.

Удивительно, что кавалеры польских знаков отличия, будучи компетентными специалистами, не набросали пану Марциняку список из миллионов жертв кровавого режима, явно нуждающихся в помощи просвещённых европейцев. Поэтому польский генконсул был вынужден сконцентрировать внимание российских партнёров исключительно на его соотечественниках.

Возникает вопрос – если «польская» тема вдруг себя изживёт, не заменит ли её секта «Нурджулар», признанная Верховным судом России экстремистской? Ведь к ней «Мемориал» относится довольно благосклонно. Но одобрит ли этот выбор пан Марциняк? Кстати, свою миссию правозащитники определяют как «…гражданскую деятельность, направленную на осмысление исторического опыта ХХ века и укоренение в общественном сознании и в государственной практике ценностей человеческой жизни, свободы, демократии и права, а также пробуждение в обществе гражданской активности, направленной на эти цели». К слову, у активистов из УПА, ныне возродившихся на Украине в виде «Правого сектора», есть более чем впечатляющий опыт «гражданской активности» на столь милом сердцу «Мемориала» «польском» направлении, навеки оставшийся в истории под именем «Волынской резни»…

"Наша Версия на Неве", № 17 (325), от 12.05.-18.05.2014

15.05.2014 23:04

Просмотров: 1690