Что начинается с «Weshalki» и чем оборачивается сотрудничество с магазинами для мастеровитых простаков?

Дизайнера «обуть» нетрудно

Новичком в дизайне владелицу торговой марки «SB club» Клавдию Капран не назовёшь. Но и она до сих пор гадает: то, что произошло с ней и ещё десятками петербургских дизайнеров, это случайность или преднамеренный обман?

Капран всю жизнь работает в сфере моды. А вот собственное дело вместе с племянницей она отважилась открыть только год назад. Сначала решили производить концертную и корпоративную одежду. Потом разохотились, выпустили первую небольшую коллекцию модной женской одежды и украшений. Шить умели – продавать нисколько. Поменяли несколько торговых точек, только без особого результата. Товар шёл плохо.

В январе 2017 года родственницы остановились на магазине «Weshalki», который расположен в известном петербургском ТЦ «Владимирский пассаж». Бутик не скупился на рекламу. К тому же люди сюда захаживали вполне состоятельные.

Байер магазина Ирина Горбункова сочла коллекцию любопытной. Одежду взяли на реализацию, разместив в торговом зале со своей наценкой. Договор с хозяйкой магазина Натальей Жиляевой заключался дистанционно – печать и подпись уже стояла на документе, а реквизиты новых партнёров в него вписали от руки в присутствии байера.

Щедрее, девочки, ещё щедрее!

С госпожой Жиляевой партнёр Капран встретилась позже и случайно – довозила товар. И тут же получила упрек, мол, щедрее надо быть, чаще отдавать изделия для участия в акциях фирмы. Дизайнер только плечами пожала. Вторая встреча с директором прошла менее дружественно – через несколько месяцев, когда Клавдия привезла письмо-претензию.

С января по апрель по телефону Жиляева уверяла владелицу коллекции, что товар не продается. На деле же выяснилось, что дизайнерская одежда пользовалась спросом у покупателей. Проще говоря – находила новых хозяев за деньги. Это подтвердила Клавдии Капран и один из продавцов.

Деваться некуда. Менеджмент «Вешалок» пообещал рассчитаться за проданный товар в считанные дни. Повторную сверку провели в мае, когда на предоставленной дизайнерами накладной торговцы отметили список реализованной продукции.

Пока Клавдия бегала с бумажками, с ней списалась в соцсети дизайнер Анна Журих, которая, оказывается, столкнулась с аналогичной ситуацией. «Вешалки» заплатили только небольшую часть денег за реализованную через магазин коллекцию.

Извинения со стороны руководства бутика перетекли в ругань и угрозы. Капран забрала товар, расторгла договор в одностороннем порядке с долгом в 40 тысяч рублей и пошла в полицию.

Семьдесят доверчивых дурочек?

Заподозрив, что таких, как она, может быть много, Клавдия поведала о своей грустной истории в интернете. В том числе и о том, как случайно обнаружила, что хозяйка фэшн-магазина «Weshalki» Наталья Жиляева позировала в блузке, принадлежавшей «SB club». Оказывается, нет ничего проще, чем снять с вешалки переданный на реализацию товар и немного его поносить.

Примеров похожего «плодотворного» сотрудничества с «Вешалками» под постом в интернете становилось всё больше с каждым днем. И не только с этим бутиком. Так, дизайнер Марина Максимова не получила гонорар сразу от двух предпринимательниц – по 19 тысяч ей задолжали и магазина «Weshalki», и собственник шоу-рума «Mishka Fashion» Лидия Мищенко. Последняя тоже неохотно шла на контакт, пообещала закрыть долг, но возвращает до сих пор.

Максимова говорит, будто «Mishka Fashion» так же поступил и с другим дизайнером, только на гораздо большую сумму. Ещё одному резиденту – Елене Сыроежкиной – «Weshalki» остались должны около 150 тысяч рублей.

Всё чаще магазины Петербурга возвращают дизайнерам поношенную одежду под предлогом того, что та не продается, или дают партнёрам на мероприятия одевать моделей, потом сдают в химчистку и вывешивают на продажу заново. Подобным образом поступают и с дизайнерской обувью.

Байер магазина Ирина Горбункова рассказала Клавдии позже, что пострадавших около 70 человек. Причина вполне объяснима. Дизайнеры приносят свои вещи в магазины как физические лица, не оформляют ИП, договоров не подписывают, бизнес строят на доверии. А раз документов, подтверждающих отношения с шоу-румами, у дизайнеров нет, но на нет и суда нет.

«Вешалка» с «Weshalk-ами»

Сейчас магазин «Weshalki» в ТЦ «Владимирский пассаж» закрыт. Одно время на витрине лежало объявление «перерыв 15 минут». Но продавцы в соседних отделах говорят, что здесь никто не появляется уже месяц.

В прошлом году, кстати, Наталья Жиляева охотно объясняла журналистам, цитируем: «финансовые показатели (магазинов) могут довольно сильно разниться. Кто-то продает на 500 тысяч рублей в месяц, кто-то на 5 миллионов рублей. Несмотря на довольно высокую наценку (продавец, как правило, забирает минимум половину розничной стоимости), значительная часть дохода уходит на оплату аренды, рекламу и зарплату сотрудникам. В итоге в кармане ретейлера остается только 10 – 15% от выручки. Бизнес нельзя считать убыточным, но мегаприбыли он не приносит».

Администрация ТЦ на редакционный запрос о том, что происходит с магазином «Weshalki» многозначительно промолчала.

Осенью по заявлению Клавдии Капран полицией Центрального района была проведена проверка. Однако в возбуждении уголовного дела дизайнеру отказали, так как найти мадам Жиляеву не представилось возможным. Правда, нам удалось дозвониться до хозяйки магазина «Weshalki». Прокомментировать свои взаимоотношения с дизайнерами она отказалась.

Любопытно, что Клавдия Капран тем временем обнаружила на сайте судебных приставов, что за некой гражданкой Жиляевой, как за физическим лицом, числится долг более чем в 2 миллиона рублей. Данные в открытом источнике полностью совпали с данными владелицы бутика.

Недавно пострадавшие дизайнеры объединились и написали коллективное обращение в прокуратуру и петербургскому бизнес-омбудсмену Александру Абросимову. В списке – модельеры не только из Северной столицы, но и из Москвы, Твери и Костромы. Все, как один, рассказывают о нехитрой схеме: сначала идут заявления о том, что якобы продаж нет, потом обещания вернуть деньги, а в результате скандал и неохотный возврат товара.

Стоит сказать, что подписи под обращениями в прокуратуру и омбудсмену поставили лишь тринадцать дизайнеров из семидесяти – те, у кого были надлежащим образом оформлены договоры на реализацию. Мастера замечают, что это стандартная ситуация в Петербурге. В той же Москве магазины всё-таки частично выкупают одежду у начинающих модельеров.

На вопрос, преднамеренно ли Наталья Жиляева и другие магазины не платят дизайнерам, реализуя нехитрую схему «взял товар – продал – не заплатил – закрылся», или торговцы попросту не умеют грамотно вести дела, уже предстоит ответить следствию и суду. Прокуратура признала незаконным отказ в возбуждении уголовного дела в отношении «Вешалок» и отменила его. Следствие ведется по ч. 1 ст. l59 УК РФ (Мошенничество).

Кстати, одна из пострадавших, Анна Кравец, сшила брату Жиляевой пару ботинок на заказ. И не получив оплату, пошла в суд. Человек из «Weshalki» на рассмотрение гражданского дела по финансовому возмещению не явился. Так что одну «обувку» Анна выиграла. Её коллеге Клавдии Капран об этом остаётся только мечтать…

Екатерина Климина

15.12.2017 10:53

Просмотров: 25978