Музейный интерактив

Открытый доступ граждан к электронным каталогам народного достояния России дело важное – увы, не каждый россиянин сегодня может позволить себе роскошь приехать, к примеру, в Петербург, и приобщиться к шедеврам мировой живописи. Однако работа по каталогизации музейных ценностей, судя по всему, ведётся в аврале. К примеру, крупнейшее электронное хранилище предметов живописи страны до сих пор не знает, кто такой Иван Константинович Айвазовский и где находится Государственный Эрмитаж.

Ещё в 2012 году предшественник господина Мединского на посту главы Минкультуры Александр Авдеев распорядился «организовать работу по предоставлению сведений о музейных предметах и музейных коллекциях в Госкаталог» музейного фонда РФ. В срок до 1 июня 2012 года учреждениям культуры было поручено внести туда сведения из собственных электронных каталогов.

Прошло полтора года, однако первая же страница электронного музейного фонда страны озадачивает посетителей двусмысленностями.

Например, крупнейшее интерактивное хранилище предметов живописи не знает, кто такой Иван Константинович Айвазовский. В разделе «Живопись» художник Илюхин в прямом смысле слова написан двумя разными способами: «Илюхин Владимир Дмитриевич» и «Илюхин В.Д.». Хотя он – наш современник, умер в 2007 году, так что имя живописца точно известно. Второй выбранный нами художник – Муромцев. Его картина, как минимум одна, в каталоге есть. Однако задав поиск по каталогу, результатов по Илюхину не обнаружим, нет там и картины Муромцева. А ссылки на другие записи, связанные с фамилией «Муромцев» есть.

Остальные 148 страниц перечня картин, акварелей и икон в музеях РФ содержат странные ошибки. Известно, что изображение картины должны делать в прямом ракурсе, а не под углом? Изображение должно быть вписано в отпущенное в каталоге место? Да, но не в государственном каталоге.

Не сможет посетитель, к примеру, из далекого Таймыра, возжелавший прикоснуться к культурным ценностям страны, обнаружить на сайте части изображений. Например, вместо картины Михаила Клодта «Пруд» посетителя встречает надпись «изображение временно отсутствует». А это как понимать? Если оно не было изготовлено, как его сюда поместили? Но если изображение есть – что с ним могло случиться? Не на выставку за границу же выдали? Такой вот интерактив.

К сожалению, не удалось обнаружить на сайте Госкаталога и упоминания коллекций из Государственного Эрмитажа. Между тем, как выяснил корреспондент «Нашей Версии на Неве», каталог там создавался с 2002 года, вначале Gallery Systems из США, а с 2009 года – отечественным ЗАО «КАМИС». Примечательно, что специалистами именно этой компании был создан модуль для передачи информации из музейных баз данных в Государственный каталог, который, напомним, должен был быть заполнен к концу 2012 года.

Если верить официальным данным только за тот, 2012 год специалисты компании «Элар» оцифровали 355 тысяч произведений графики, декоративно-прикладного искусства, археологических и нумизматических памятников.

По каким же причинам поисковик музеев Госкаталога до сих пор даже не может идентифицировать словосочетание «Государственный Эрмитаж»?

Отметим, что менее чем через полгода последнему исполнится 250 лет. Приготовления к юбилею начались в 2011 году принятием распоряжения Правительства – документ утверждал план основных мероприятий по подготовке и проведению празднования. Под стать масштабу мероприятия, музею было выделено и солидное финансирование:13,03 млрд рублей (из них большую часть выдали федералы).

Третьим пунктом в распоряжении правительства значились расходы на «Обеспечение безопасности и доступности коллекций ГЭ». За 2012-2014 годы они должны были составить 568,6 млн рублей. Под эти суммы заложено не только обеспечение Эрмитажа системами охранно-пожарной сигнализации и комплекс мероприятий по маркировке экспонатов, но и создание электронного каталога коллекции. Для этого государство выделило 265,8 млн рублей.

Итак, за 2013-2014 годы должны быть изготовлены и размещены на сайте Эрмитажа цифровые копии ещё 645 тысяч экспонатов (вдобавок к 355 тысячам сделанных). Однако в разделе «цифровая коллекция» учреждения такого изобилия почему-то не видно. Да и разобраться в передовых технологиях знакомства с шедеврами мирового искусства тоже удаётся не сразу. Например, клик на превью картины вначале выдаёт пустое изображение, и только после поисков по соседним позициям – отсканированное.

Примечательно, что сайт, который ещё полтора года назад должен был быть «отреновирован» за 30 млн рублей, в разделах внизу по-прежнему указывает дату «2011 год», а порой отсылает посетителя аж к году трёхсотлетия Петербурга.

За разъяснением, где можно познакомиться со всей электронной версией эрмитажных шедевров, «Наша Версия на Неве» обратилась с редакционным запросом в администрацию учреждения культуры, однако ответа так и дождалась.

Ольга Андронова

25.07.2014 10:28

Просмотров: 2055