На события вокруг строящейся под Санкт-Петербургом второй атомной станцией (ЛАЭС-2) правительственная «Российская газета» отреагировала в стиле незабвенной «Правды» советских времён, информировавшей народные массы о Чернобыльской аварии. Если верить «РГ», с атомным проектом не произошло ничего страшного. Всего лишь «арматура деформировалась из-за нарушения технологии накладывания бетона».
На события вокруг строящейся под Санкт-Петербургом второй атомной станцией (ЛАЭС-2) правительственная «Российская газета» отреагировала в стиле незабвенной «Правды» советских времён, информировавшей народные массы о Чернобыльской аварии. Если верить «РГ», с атомным проектом не произошло ничего страшного. Всего лишь «арматура деформировалась из-за нарушения технологии накладывания бетона». Негосударственные СМИ более информативны и категоричны – по их данным, металлоконструкции, которые должны были держать будущий энергоблок, рухнули, а стройка задержана не меньше, чем на две-три недели.
Можно порадоваться, что эта неприятность не случилась после запуска станции, что неизбежно привело бы к повторению то ли того же Чернобыля, то ли японской Фукусимы. Но помимо того, хотелось бы знать, кто конкретно ответит за брак в работе? Заказчик стройки Сергей Кириенко – бывший комсомольский работник, соратник Анатолия Чубайса и покровитель тоталитарной секты саентологов, а ныне глава государственной корпорации «Росатом»? Или привлечённые им в качестве подрядчиков организации, среди которых есть и наши старые знакомые – работавшие как раз на участке обрушения ЗАО «Концерн Титан-2» и ОАО «Метрострой».
Последнее сейчас активно оправдывается и клянётся, что досадное обрушение никак не повлияет на сроки сдачи ЛАЭС-2, стоимость работ и безопасность комплекса. Но верится слабо. Хотя бы потому, что питерцам хорошо известны и недавние аварии на петербургской станции метро «Садовая – Сенная площадь – Спасская», когда люди раз за разом проваливались в новомодный украинский эскалатор и ломали там ноги, хотя «Метрострой» неоднократно предупреждали о его ненадёжности.
Известно также, как хорошо «Метрострой» с благословления экс-банкира, а ныне главы департамента Министерства регионального развития и официально самого богатого в России федерального чиновника Владимира Когана осваивает бюджет дамбы через Финский залив. Совсем недавно мы писали, что, подписав договор о работах на курируемом госслужащим Коганом комплексе защитных сооружений от наводнений № 0301/08 на сумму 9 миллиардов 863 миллиона рублей 90 копеек, «Метрострой» и близкое к нему ЗАО «Компакт» затем оформили любопытные дополнительные соглашения. В результате принятия этих бумаг смета увеличилась до 27 миллиардов 891 миллиона рублей 60 копеек – почти в три раза. Повторять многократно публиковавшуюся СМИ информацию о том, что якобы «Метрострой» может является фактической собственностью господина Когана, мы считаем излишним.
Более интересно проверить: как у «Метростроя» обстоят дело с подобными дополнительными соглашениями на ЛАЭС-2? И если утроение сметы происходит столь же резво, почему конструкции всё равно валятся?
Немало вопросов может возникнуть и к бывшему кандидату в депутаты Государственной Думы от партии «Яблоко», основателю концерна «Титан-2» Григорию Нагинскому. Став сперва заместителем министра обороны по расквартированию и обустройству, а затем начальником Федерального агентства специального строительства (Спецстрой России), бизнесмен Нагинский номинально перевёл компанию на жену и дочь. Однако кто остается реальным хозяином, понимают все, а значит, и реально отвечать должны тоже не хрупкие женщины.
Октябрьский районный суд г. Санкт-Петербурга рассмотрел ходатайства следствия об избрании мер пресечения в виде запрета определенных действий в отношении Владимира Шмидта и Андрея Левакина, обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 286 УК РФ.
Кстати, об ответственности. О чём сейчас думают, например, в пограничном управлении ФСБ, заказывавшем ЗАО «Титансантехмонтаж», «дочке» корпорации семьи Нагинских, ремонт тепловых узлов? Зальёт или нет?
Как себя чувствуют руководители «Федерального центра сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова», выводившие государственные деньги в аффилированное с концерном «Титан-2» ЗАО «ТМ-Монтаж»? Ведь данная бизнес-структура всего за 2 миллиона евро обязалась оснастить центр инженерными системами и оборудованием для обеспечения безопасности здания. Уверены ли чиновники от здравоохранения в этой безопасности – не только здания, но своей и пациентов?
А каково жителям Гатчины, где компания Нагинского с 2007 года монтировала экспериментальный высокопоточный реактор? Как они теперь оценивают прочность конструкций и гарантию отсутствия ядерных аварий? Между тем, заказчик, как и на дамбе, не постоял за ценой. На гатчинском реакторе коммерческие структуры, связанные с семьей нынешнего главы Спецтроя России, только в 2007 г. добились согласования сметы в 1,38 миллиарда рублей.
Помимо того, есть повод подумать об окружающем мире у жителей Ростовской, Волгодонской и Курской областей, где на объектах Росатома – атомных станциях в последние годы также отработал «Титан-2».
И всё же куда больше, чем подрядчики, должен волноваться сейчас главный атомщик-комсомолец-саентолог. Потому, что за строителями придут отнюдь не завтра, а в его Росатоме следователи работают уже сегодня. Бывший заместитель Сергея Кириенко Евгений Евстратов арестован почти одновременно с обрушением злополучной конструкции. Его обвиняют в хищении более 50 миллионов рублей. Будет очень забавно, если в ближайшее время к господину Евстратову присоединиться некто из верхушки атомной отрасли, бравший откаты с недобросовестных строительных магнатов за предоставление им выгодных контрактов.
Полный вариант текста напечатан в газете "Наша Версия на Неве" № 186, 25 - 31 июля 2011