По течению

Пусть не так, как в Москве, но и в Петербурге рождаются смелые и, вместе с тем, многоценные проекты. Лишившись возможности возвести гигантских размеров и вполне фаллических параметров здание на Охте, городские головы приунывать не стали и с ещё большим рвением принялись создавать Северной столице новый имидж. И, надо сказать, немало на этом поприще преуспели. В канун 305-й годовщины Полтавской битвы корреспондент «Нашей Версии на Неве» побывал на судостроительной верфи, где полным ходом идёт строительство 54-пушечного линейного корабля «Полтава».

У любого побывавшего в Лахте петербуржца буквально в зобу дыханье сопрёт. Смотришь направо, где яхт-клуб – видишь судостроительную верфь «Полтава», смотришь налево – нехотя, исподволь возводящийся легендарный стадион «Зенита». И такое, понимаешь, чувство гордости за Отечество прорезается, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Газпром решил оставить след в истории города, и, видимо, никакая сумма за то теперь ему большой не покажется.

К истории вопроса

«Полтава» – первый линейный корабль, изготовленный на Адмиралтейской верфи, разработанный царем Петром Великим и корабельных дел мастером Федосеем Скляевым (государь непосредственно поучаствовал и в строительстве). Спущен на воду в 1712 году. Входил в состав Балтийского флота, участвовал в морских кампаниях. Петр I наказал хранить своё детище вечно, однако представления о вечности у первого российского императора и его наследников различались.

«Полтаву» промариновали несколько лет в Кронштадте, где она безнадёжно ожидала ремонта. А в 1732 году – минуло семь лет со смерти её создателя – славный корабль отправили на запчасти. Или, говоря попросту, пустили в утиль.

Спустя 282 года Алексей Миллер, который увлечён петровской эпохой и личностью монарха-реформатора, решил поддержать амбициозный проект – создать линейный корабль с нуля. «Полтаву» было решено делать подобающе – с царским размахом: в реальную величину, по аутентичным технологиям, придерживаясь подлинника буквально в каждой детали (богатый декор – пожалуйста, литые пушки – числом более пятидесяти – будьте любезны).

Задача осложнялась прескверным обстоятельством – корабельных чертежей предки для нас не сберегли. Но мечта – дело великое. А, как мы знаем, «газпромовские» мечты имеют удивительное свойство сбываться. Так что отсутствие судостроительной документации никоим образом не смутило руководство проекта. Скорее даже напротив – раззадорило аппетит. Имея некоторую информацию о габаритах судна, проведя работу в архиве – сделали теоретический чертёж. Спроектировали корабль, каким он, по мнению полтавцев, должен был быть.

Перед глазами опыт Европы. Пусть и сравнительно скромный. Франция: реконструкция фрегата «Гермиона». Голландия: реконструкция корабля «Батавия». Англия: запланированная реконструкция клипера «Катти Сарк». Создатели европейских проектов не были настроены столь же решительно, сколь Газпром. Материалы, которые использовались при судостроении, как правило, были дешёвые. Впрочем, задача воссоздать оригинал и не ставилась.

Стадия строительства и сроки

На данный момент команда «Полтавы» занята выстраиванием скелета корабля. Таковой будет готов к ноябрю этого года. В 2017 флагман должен быть спущен на воду. Глядя на работу в верфи – этакий муравейник – сомнений на счёт того, успеют ли за два с половиной года закончить многотрудный проект, не появляется. И, пожалуй, если бы с тем же энтузиазмом строили новый стадион, в адрес петербургских болельщиков реже раздавалось оскорбительное: «бомжи».

Принципы работы – сплошь петровский эпохи. Разве только теперь для строительства вместо четырёхсот рабочих достаточно семидесяти (включая конструкторов и др.). Современные технологии – в первую очередь касательно инструментов – позволяют управляться и такой, не самой крупной ватагой. Там, где раньше мужики довольствовались грубой силой, теперь решает задачи деликатная техника. Кстати, по признанию Филиппа Кузьмичёва, руководителя отдела научных исследований, присоединиться к судостроению может любой россиянин, обладающий соответствующими навыками: «Люди, которые здесь работают – не то что фанатики, но великие энтузиасты, подвижники. Часть коллектива принимала участие в постройке исторического судна – фрегата «Штандарт». Волеизъявление можно сделать в Сети.

Новый музейный комплекс

На основе корабля «Полтава» создадут целый музейный комплекс: музей подводной археологии, а также интерактивный музей, посвящённый возрождению флота. Будет создана серьёзная научная база и создана площадка для исторических диспутов. Выставят свои экспонаты – реплики навигационных приборов, костюмов и многое другое.

Филипп Кузьмичёв дал корреспонденту «Нашей Версии на Неве» эксклюзивный комментарий: «Мы сотрудничаем с национальным центром подводных исследований, которые поднимают на акватории Финского залива погибшие суда. Например, буквально недавно, при исследовании останков затонувшего корабля «Рафаил», был поднят один из самых уникальных экземпляров – камзол начала восемнадцатого века почти в идеальной сохранности. Сюда приезжали эксперты Эрмитажа, охали и ахали потому как это – большая редкость. Вещь пролежала в воде почти триста лет – корабль затонул в 1724 году – и сохранилась практически в идеальном состоянии. То есть, его высушить, законсервировать – и в море. Кстати, когда откроется музей, люди смогут увидеть этот экспонат».

Миссия

Многим петербуржцам будет непонятно роскошество имени Газпрома, поэтому о миссии необходимо сказать отдельно.

Потомки завещание Петра не выполнили. Целый флот должны были сохранить. А не уцелела ни «Полтава», ни трофейные шведские корабли. Если смотреть в наши дни, то Петербург и вовсе утратил прежний статус покорителя морей-океанов. Даже культура яхтинга в перестроечное время благополучно загнулась.

«За девяностые годы город потерял статус морской столицы, – пояснила нам руководитель информационного отдела, сотрудник отдела научных исследований Лидия Гуменюк. – Максимум – корабль на «Алые паруса». Всё. Тот же Петергоф, который выходит на море, считается столицей фонтанов. У нас море начинается с Комарово, потому, что есть песня про море и корабли. Мы считаем, это не правильно. Первый яхт-клуб появился при Петре, как и морская держава. Хотим достроить корабль – показать людям как это делается, это не менее интересно, чем готовый экспонат. Хотим вернуть городу прежний статус».

Кроме того, «Полтава» рассматривается и как некий национальный символ.

Обыватель

Единственный вопрос, который придёт обывателю-демагогу в голову после изучения сметы (четыре тысячи двухсотлетних дубов, отлитые пушки и прочая, и прочая): «Да вы что – ополоумели?»

Дальше пойдут типичные аргументы – про голодную страну, про детские дома, доживающих своё ветеранов. Циник успокоит демагога и поднесёт ему то, что коряво называют «прописными истинами». Итак, сохрани эти деньги Газпром, в стране не стало бы меньше голодных, а детдомовцам и ветеранам не пришлось шибко слаще. Не стоит лукавить – эти деньги им бы не поступили.

А раз так, то уж пусть у Петербурга хотя бы появится новый музей и корабль.

Михаил Берг

04.07.2014 10:17

Просмотров: 2087