Реагент 007

В Петербург пришла весна, но горожанам ещё предстоит пожинать плоды зимних трудов коммунальщиков. Экологи предупреждают: вместе с тающим на солнце снегом в почву и воздух попадут и остатки реагентов, о которые в этом году было сломано немало копий между «зелёными» активистами и городскими службами коммунального хозяйства. Кто стоит за сезонными химическими атаками на Северную столицу разбирался корреспондент «Нашей Версии на Неве».

Пожалуй самым безвредным веществом из той «антиналеди», что этой зимой закупали восемь специализированных предприятий города, был песок. От него, разве что засоряются канализации и коридоры квартир. Несколько сложнее ситуация обстоит с солью, в особенности, с технической. Обычно она смешивается с тем же песком и хлористым кальцием, атакуя не только обувь горожан и лапы собак, но и почву – зелёные насаждения потом с трудом взрастают на «засоленной» северной земле. Хотя отдельные коммунальные службы приобретают соль в огромных количествах. Так, в плане закупок ОАО «Коломяжское» (Выборгский и Приморский районы) на этот год значатся 20 тысяч тонн технической соли на сумму 60 млн. рублей. В прошлом же году «коломяжцами» был открыт контракт на поставку обычной соли на 46 млн. рублей.

Но больше всего нареканий экологов и горожан в минувшем сезоне вызывало применение антигололёдных реагентов. По словам главного специалиста химико-аналитической лаборатории Сергея Власова, высокие концентрации подобных соединений могут причинять серьёзный вред своим высоким солевым фоном. Все постулаты, якобы, реагенты, будучи химическим продуктом, могут быть нейтральными, действительно вызывает сомнение. Хотя бы потому, что обработанные ими участки дороги предписывается убирать в пределах 2-3 часов с момента распыления. Что, как показывает российская практика, обеспечить довольно-таки трудно.

Интересно, что в Петербурге дороги и улицы в этом году посыпались строго определённым средством под названием «Бионорд» – реагент, который производит «Уральский завод противогололёдных материалов».

Судя по всему, в течение последних лет «УЗПМ» весьма последовательно наращивал своё присутствие на российском рынке закупок коммунальных служб. В Самаре, Магадане, Уфе, Перми, Казани, Екатеринбурге, а с 2012 года и в граде Петровом зимой теперь можно обнаружить маленькие прозрачно-белые гранулы на снегу производства именно этой компании. Как выяснил корреспондент «Нашей Версии на Неве», предприятие имеет партнёрские связи с администрацией Пермского Края, рядом научно-исследовательских институтов, и ведёт активную информационную политику своей продукции.

Последний факт отчасти объясняется тем, что у жителей городов, в которых обосновался «Бионорд», к этому реагенту есть немало претензий. На специализированных сайтах Интернета ведутся настоящие баталии касательно последствий его применения – к негативным свойствам химиката относят не только коррозию и загрязнение почвы, но провоцирование и осложнение различных бронхо-лёгочных заболеваний. Не удивительно, что PR-отдел «УЗПМ» вынужден усиленно формировать положительный образ своего реагента.

Вместе с тем, по словам специалиста независимой экологической организации «Зелёный патруль» Романа Пукалова, все подозрения мнительных горожан могут быть вполне обоснованными. «Абсолютно безопасных реагентов не существует. Попадая в лёгкие человека, взвесь химреагентов и дорожной пыли способствует развитию астмы и других легочных заболеваний. Она также высушивает слизистые оболочки носа и рта, вызывает аллергии», – отмечает эксперт.

Химики удивлены, почему завод не раскрывает точный состав реагента. Известно, что среди его основных компонентов значатся хлористый калий и натрий вкупе с некими удобрениями. Правда, это относится к «неосновным» веществам и в каких пропорциях всё это добро перемешано – неясно.

В Петербурге официальным и единственным поставщиком «Бионорда» является фирма «ТНК». При оптовой закупке без учёта скидок одна тонна реагента обойдётся желающему его приобрести в 18 тысяч рублей. Нехитрые расчёты показывают, что при экономном расходовании в 45-50 грамм вещества на 1 квадратный метр, одной тонны хватит, чтобы обработать площадь до 20 квадратных километров. Если добавить к этому приписываемые «Бионорду» уникальные свойства, то получается, что использовать его выгоднее, нежели техническую соль.

Быть может, именно поэтому городские коммунальные службы души не чают в чудо-реагенте? Как указывается в хвалебном отзыве ОАО «Автопарк №7 «Спецтранс», размещённом на сайте компании-дилера, «при борьбе с наледью «Бионорд» прожигает до дорожного покрытия лёд, он становится рыхлый и при сколке легко отстаёт от дорожного полотна. Действует «Бионорд» быстро, и расход меньший, чем у технической соли. При наледях эффективное средство борьбы».

Интересно, что не только петербургские, но и кировские, владимирские, челябинские, самарские и многие другие чиновники не устают восхвалять именно этот реагент. Так, глава Владимира Сергей Сахаров умудрился зачерпнуть из открытого мешка целую пригоршню химсостава в присутствия журналистов, стремясь доказать, что данное спецсредство не таит в себе никакой угрозы. А посулы руководителя дирекции дорожного хозяйства города Кирова Павла Кошкина в том, что с «Бионордом» нет никаких проблем, были размещёны в составе отдельной заметки на городском веб-портале.

Конечно, для замены реагентов той же гранитной крошкой, что уже не раз предлагалось, потребовалось бы принять целый комплекс мер. В случае Петербурга, вероятно, пришлось бы переоборудовать сточно-ливневую систему, попробовать вместо гранитной крошки использовать мраморную и подумать над тем, как можно подтолкнуть водителей к своевременному «переобуванию» своих авто на зиму.

Однако свою позицию нынешние городские власти обозначили весьма недвусмысленно: вопреки всем жалобам и сомнениям никто от реагентов отказываться не будет. И вряд ли это решение обусловлено экономичностью и результативностью применения спецсредств. Скорее дело в том, что петербургские чиновники неожиданно легко и быстро нашли общий язык с производителями реагентов.

Впрочем, неудивительно, что им не удалось устоять перед их натиском. Когда несколько лет тому назад к «Бионорду» появились претензии в Москве, на его защиту встал даже депутат от ЛДПР Максим Шингаркин, занимающий кресло зампредседателя Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Очевидно, теперь и Северная Пальмира равняется на Первопрестольную.

Александр Субцельный

07.03.2013 13:18

Просмотров: 2066