С 15 ноября начинается сбор оплаты с владельцев тяжелых грузовиков весом более 12 тонн за проезд по федеральным трассам. В тестовом режиме эта процедура уже проводится с середины октября.
Критиков у этого закона много. Поэтому заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов решил развенчать наиболее популярные мифы о системе взимания платы «Платон». Первый и главный – из-за введения платы подорожают все товары. По мнению Дмитрия Прончатова, опасения безосновательны, так как на 12-тонники приходится лишь 8,5% перевозок основных продуктов питания и товаров повседневного спроса. Но даже если продукты повезут на большегрузах, то литр молока подорожает не более, чем на две копейки (1,7 коп.), и то только в том случае, если перевозчик решит включить тариф в стоимость грузоперевозки.
Традиционно многие сомневаются в целевом использовании собранных средств (а они должны идти только на содержание, ремонт и строительство дорог). Однако все собранные средство сразу же перечисляются в федеральный бюджет, чтобы потом расходоваться по назначению. Более того, сейчас правительство России рассматривает предложение Минтранса об использовании этих денег для поддержки региональных проектов ГЧП. Иными словами, уже в ближайшей перспективе благодаря этому сбору появится возможность построить обходы крупных городов и мосты с привлечением частных инвестиций. Беспокоит перевозчиков и неготовность системы «Платон» к полномасштабному запуску проекта. Однако, представитель Росавтодора уверен в том, что инфраструктура полностью готова.
Но самый главный страх – из-за введения платы за проезд рынок грузовых автоперевозок рухнет. На самом деле, нововведение не страшно легальным грузоперевозчикам, считает Дмитрий Прончатов. По его словам, перемены ощутят только те компании, которые работают напрямую с грузоотправителями в обход налогов и установленных государством весогабаритных нормативов для фур. С запуском системы они не смогут демпинговать на рынке за счет серых схем оказания услуг. То есть система позволит легализовать рынок грузоперевозок, что само по себе не так уж плохо.