Версия // Культура // Набережные Петербурга реставрируются с грубыми нарушениями

Набережные Петербурга реставрируются с грубыми нарушениями

3272

Неисторический облик


https://m.mr-7.ru/
В разделе

Реставраторы и историки Санкт-Петербурга подняли тревогу. Они считают, что набережные города на протяжении многих лет неправильно реставрируют. По мнению экспертов, это может привести к исключению петербургских набережных из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Гранитные набережные Санкт-Петербурга являются памятником культурного наследия и должны охраняться государством. Набережные Невы также включены в список наследия ЮНЕСКО, однако ситуация может измениться, пишет издание «MR7.ru».

Со временем даже качественно сделанным набережным может потребоваться ремонт. Еще во времена Советского Союза гранитную облицовку набережных Петербурга неоднократно реставрировали. При этом исторический облик этого памятника оставался прежним. Доказательством этому служит стенка набережной Мойки и Зимней канавки, на которой высечена дата завершения реставрационных работ - 1930 год.

Набережные Петербурга сооружались с помощью кладки с перевязью швов. По большей части, один длинный гранитный блок в кладке переплетен с несколькими короткими, и таким образом выложены стенки набережных. Выходит, что кладка без срывов проходит по всей длине рек. Однако в настоящий момент это не везде так.

В конце 1980-х годов Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (ГИОП) принял решение разрешить строителям использовать вертикальные швы при ремонте гранитных набережных. Как оказалось, этот шаг стал роковым для набережных Петербурга.

Реставрировать правильно можно

Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» содержит запрет на искажение внешнего вида или интерьера памятника культуры.

Вертикальный шов, который стали применять в ходе реставрации набережных, напротив, как бы разрезает кладку. Из-за этого стенки набережных поделены на секции по 25 метров, поэтому рисунок кладки в переплет нарушается.

В этой связи строители вынуждены менять размер гранитных блоков. Из-за этого гранит XVIII века режется на куски, чтобы уместить его в сегменты. И сам камень представляет собой историческую ценность, но вместе с ним меняется и облик кладки. Получается, что в течение 250 лет при реставрации набережных сохранялась правильная кладка с перевязью швов, однако сейчас работы выполняются с применением столбовой кладки, при которой блоки одного размера помещаются друг на друга.

В КГИОПе объясняют это изменение тем, что столбовая кладка является «наиболее оптимальной в части обеспечения и надежности». А приглашенные эксперты в 2013 году пришли к заключению, что кладка с перевязью швов может стать причиной «недопустимых напряжений» из-за неравномерной осадки секций.

Бывший сотрудник ведомства, археолог Виктор Коренцвит, проработавший сорок лет в реставрационных организациях, выразил несогласие с позицией КГИОПа. «Любой строитель-профессионал скажет вам, что как раз кладка с перевязкой швов является самой надежной. Неравномерная осадка может возникнуть как раз при столбовой кладке», — отметил он.

Более того, в ООО «НАУКА-СТРОИТЕЛЬСТВУ» подтвердили, что исторический рисунок кладки может быть сохранен и при использовании вертикального шва. В этом случае шов будет напоминать изгиб.

Изменения видны, но нарушений нет

Уже несколько лет Коренцвит пытается выяснить в КГИОПе, почему в комитете не реагируют на нарушения со стороны подрядчиков. Однако, по словам археолога, в ответ он получает только отписки.

В частности, в комитете отвечают, что предметом охраны является лишь каменная горизонтальная кладка, то есть следить за тем, чтобы внешний вид после реставрации соответствовал подлинному, они не должны. Однако проблемы есть и с горизонтальностью.

Кроме того, в ряде случаев строители использовали вместо оригинального красного гранита более дешевый серый, что также отразилось на внешнем виде стенки набережной.

По словам члена президиума СПб ВООПиК Анны Капитоновой, несмотря на явные нарушения, в комитете бездействуют, прикрываясь тем, что рисунок кладки не является предметом охраны.

«Что тогда вообще охраняет КГИОП, если подрядчики могут поменять цвет гранита, сам гранит, размер блоков и рисунок кладки?», — задается вопросом Виктор Коренцвит.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.08.2019 15:50
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх