// // Морские спасатели потеряли миллионы на фиктивных контрактах, однако не спешат обращаться в полицию

Морские спасатели потеряли миллионы на фиктивных контрактах, однако не спешат обращаться в полицию

14195

Контора жуликов не сдаст…

3
В разделе

Хищение денег у госпредприятия, которое обеспечивало дежурство морских спасателей при нефтедобывающей платформе ЛУКойла в порту Калининграда, может остаться безнаказанным. В деле имеется признавший вину исполнитель, тем не менее руководство конторы уже около года как отказывается писать заявление о причинённом ущербе.

При чём тут ЛУКойл

Парадоксальная ситуация сложилась вокруг Балтийского филиала Федерального бюджетного учреждения «Морская спасательная служба Росморречфлота». Данное предприятие создано при Федеральном агентстве морского и речного транспорта и находится в подчинении Министерства транспорта РФ. Началось всё ещё в 2012 году, когда предприятие называлось ФГУП «Балтийское БАСУ» (бассейновое аварийно-спасательное управление).

В марте 2013 года ФГУП, переименованное в Балтийский филиал ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», заключило с ООО «ЛУКойл-Калининградморнефть» (дочернее предприятие ЛУКойла) договор на несение круглосуточной аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти на Кравцовском месторождении в районе буровой платформы «Д-6» в морском порту Калининграда.

Дежурство на случай экстренной ликвидации разливов тогда было выполнено спасательным судном «Ясный», входящим в состав флота предприятия. Под предлогом исполнения договора с ЛУКойлом Морспасслужба заключила фиктивный договор аренды некоего оборудования для сбора водно-нефтяной эмульсии, которое якобы требовалось установить на судно «Ясный». Здесь отметим, что все суда морских спасателей и так, как полагается, полностью оснащены всем необходимым оборудованием.

Согласно договору, мифическое оборудование было взято в аренду у фиктивной калининградской фирмы ООО «ТШМ-Запад». Корреспонденту «Нашей Версии на Неве» удалось встретиться с бывшим номинальным директором этой фирмы, ныне обвиняемым по уголовному делу о мошенничестве в особо крупном размере. Собеседник просил не называть в публикации его имя, поэтому обозначим его условно как N.

Признавший вину

На этой неделе N приезжал в Петербург для участия в очередных следственных действиях. Он согласился на беседу с журналистом, поскольку уверен, что его роль в данном преступлении самая незначительная.

N рассказал, как в 2009 году встретился с бывшим однокашником по Калининградскому высшему военно-морскому училищу, который когда-то учился на курс младше, а незадолго до того закончил работать директором филиала ООО «Газпром флот». Товарищ привёл с собой бывшего коллегу по Газпром флоту – компаньона по совместно учрежденному фиктивного ООО «ТШМ-Запад». Номинальным директором этой фирмы и предложили стать N, который тогда во всех смыслах сидел на мели.

«Он предложил учредить такую фирму, в которой будет суетиться по поводу договоров, а моя задача их подписывать, обналичивать деньги и отдавать их ему за исключением комиссионных… У меня как раз с работой был напряг. А так хоть какие-то деньги», – рассказывает N. Были ли у этого товарища другие подобные фирмы, нашему собеседнику не известно. Однокашник, по словам N, на все расспросы отвечал: «это мой бизнес, нечего тебе туда лезть».

Как сообщил наш собеседник, сумма фиктивного контракта «ТШМ-Запад» с ФГУП «Балтийская БАСУ» в 2013 году составила более 4 млн рублей. Получив эти деньги на свой счет, N провёл их через подысканную им же калининградскую обнальную фирму, после чего возвратил учредителям около 75% от суммы. Вдобавок N утверждает, что в предыдущем 2012 году с его участием также проводилась аналогичная фиктивная сделка.

По теме

То, что по факту ООО «ТШМ-Запад» никакого оборудования в аренду ФГУП «Балтийская БАСУ» не сдавало, было N доподлинно известно. Скрыть это, по его словам, «нереально», поскольку любое оборудование, которое поступает на борт, обязательно вписывается во всевозможные судовые журналы. Тем не менее, в 2014 году N первоначально заявлял оперативникам ФСБ, что это оборудование всё же существует. Именно так, по словам собеседника «Нашей Версии на Неве», его научил говорить товарищ, учредитель фиктивной фирмы.

«Когда я ему позвонил, – продолжает N, – он, скажем так, отморозился. Сказал, отстань от меня, это не мои проблемы, я ничего не подписывал и ничего не знаю».

Именно тогда номинальный директор фирмы решил давать показания. Он полностью признал свою вину, раскаялся и заключил сделку со следствием, которое ведёт уже Управление на транспорте МВД по СЗФО.

А кто заказчик?

С этого момента в деле начинается самое интересное. Как стало известно редакции «Нашей Версии на Неве», уголовное дело о хищении как минимум четырех миллионов рублей у госпредприятия до сих пор буксует.

Логично предположить, что у преступной схемы должны быть заказчик и инициатор, что деньги, обналиченные через фирмы-«однодневки», как-то делятся между заинтересованными в фиктивный сделке «бизнесменами» и сотрудниками Морспасслужбы.

В материалах уголовного дела имеются фиктивные договоры аренды оборудования, на которых стоят подписи тогдашнего директора этого федерального бюджетного учреждения Дмитрия Смирнова. Кстати, Смирнов впоследствии пошёл на повышение и возглавляет в настоящее время стратегическое предприятие ФГКУ «Администрация Северного морского пути».

Единственный обвиняемый по этому делу рассказывает, что встречался с руководством Морспасслужбы ещё в 2012 году, когда только начал участвовать в преступной схеме вывода денежных средств из госпредприятия. Следовательно, трудно предположить, что гендиректор не был осведомлён о фиктивности сделки. Подозрений добавляет и тот факт, что в настоящее время Смирнов отказывается признавать, что ранее возглавляемому им ФБУ был причинён ущерб.

Примерно такую же позицию занимает и руководитель головного офиса Морспасслужбы в Москве Андрей Хаустов. Следствие назначило это подведомственное Минтранспорту предприятие потерпевшей стороной. Однако до сих пор Хаустов и Смирнов не хотят признавать, будто Балтийское подразделение госпредприятия понесло какой-либо материальный ущерб от фиктивного договора аренды. Соответственно, Хаустов до сих пор всячески отказывается писать в следственные органы заявление о совершенном преступлении.

ФГУП как рай для мошенников?

Попробуем подвести итог. Получается, что в мошеннической схеме вывода средств из госпредприятия до сих пор не фигурирует никто из его сотрудников.

В настоящее время в рамках уголовного дела чекистами уже проведен целый ряд обысков в Федеральном агентстве морского и речного транспорта, в ФБУ «Морспассужба Росморречфлота» и его филиалах в Балтийске и Калининграде, а также в представительстве ООО «ЛУКойл Калининградморнефть».

У следствия же есть лишь непосредственный исполнитель N. Есть даже, как рассказал «Нашей Версии на Неве» источник в правоохранительных органах, предполагаемые организаторы схемы, те самые двое учредителей ООО «ТШМ-Запад», которые пока юридически находятся в статусе свидетелей.

Существуют, по словам того же источника, результаты выемки документов на госпредприятии, подтверждающие перечисление средств на счета фиктивной фирмы. Более того, следствие располагает информацией о том, что предприятие осуществляло вывод средств по подобной схеме в период с 2009 по 2015 годы, и, возможно, даже не только из своего Балтийского филиала. А переданного в суд уголовного дела до сих пор нет, и, возможно, даже не будет.

По словам источника, суд в данной ситуации примет дело к рассмотрению исключительно при наличии заявления о причинённом предприятию ущербе. Такова, мол, особенность российского законодательства, что для уголовных дел, в которых фигурируют госпредприятия – различные ФГУП, ФГКУ или ФБУ, непременно обязан быть заявительный документ.

Шаткое основание, за которое держатся предполагаемые заинтересованные лица внутри Морспасслужбы, заключается в том, что перечисленные фиктивной фирме деньги не являлись бюджетными. Организационная форма ФГУП и ФБУ позволяет госпредприятиям не только осуществлять свою деятельность за счёт государства, но и получать деньги от коммерческой деятельности, и, по-видимому, сейчас в Морспасслужбе пытаются представить историю так, что это были именно «коммерческие» средства.

Как стало известно «Нашей Версии на Неве», «спасательный» начальник Хаустов, отказывается подавать заявления о хищениях. В свою очередь ФБУ «Морспасслужба Росморречногофлота» является подведомственной организацией «Федерального агентства морского и речного транспорта», руководит которым заместитель министра транспорта Виктор Олерский. Итоговым вопросом остается лишь то, какую позицию займёт чиновник столь серьёзного уровня, узнав о ситуации, и сможет ли повлиять на своего, почему-то не замечающего исчезновения миллионов, подчиненного…

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.08.2016 08:53
Комментарии 6
Еще на сайте
Наша версия на Неве - региональное приложение общероссийской газеты независимых журналистских расследований «Наша версия»
Наверх