// // Бесконтрольная химия

Бесконтрольная химия

409
В разделе

В Петербурге уже не первый год отмечается неуклонное ухудшение здоровья горожан. По мнению учёных, одна из основных причин кроется в большом объёме оборота опасных и потенциально опасных химических веществ (ПОХВ) на территории региона и их попадание в окружающую среду.

Специалисты Регионального токсиколого-гигиенического информационного центра (ТОКСИ), которые много лет работают над совершенствованием государственной защиты населения от угроз химического характера, считают, что начинать надо с устранения недоработок в нормативно-правовом поле.

Судите сами, федеральный закон «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 № 7-ФЗ), называя объекты, подлежащие экологической защите, не относит к ним человека и его безопасность. Охранять следует земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иную растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В общем всё, за исключением человека.

В Конституции РФ в статьях, устанавливающих задачи органов государственной власти, термин «обеспечение химической безопасности населения» вообще не упоминается. Но как быть, если в Петербурге более 600 предприятий и организаций ежегодно перерабатывают в различных производственно-технологических процессах до 14 млн тонн ПОХВ. Ещё около 60 миллионов тонн ПОХВ перемещается в виде транзитных грузов. Эти данные получены в ходе выполнения учёными-токсикологами в 2005 году НИР «Гигиеническое нормирование вредных веществ в различных средах».

Тысячи людей, занятых на таких производствах, вступают в непосредственный контакт с химическими веществами. Значительная часть населения города приобретает продукцию, изготовленную с использованием малоизученных химических веществ. Нельзя игнорировать и то, что из 70 млн тонн ПОХВ, которые находятся в ежегодном обороте на территории региона, около одной тысячи наименований по своим химическим и иным свойствам могут быть применены непосредственно против человека – в террористических или экстремистских целях.

Почему же власти так пассивны? Например, в СЗФО федеральными и региональными контролирующими органами, ответственными за жизнеобеспечение населения, вообще не ведётся систематизированного учета оборота ПОХВ, даже поступающих из-за границы. Чиновники заявляют, что якобы не располагают полномочиями для такого контроля и, по существу, уходят от решения вопросов по обеспечению безопасности населения.

Чем занимаются в региональных администрациях должностные лица, в задачу которых входит реализация нормативно-распорядительных актов государства? Например, «Основ государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»? Этим документом федеральным и региональным органам исполнительной власти как раз предлагалось доработать распределение ответственности в обеспечении защиты граждан, производственной и социальной инфраструктуры и экологической системы от воздействия опасных химических факторов. Для выполнения поставленной задачи «на местах» достаточно было взглянуть в Конституцию страны – если обеспечение химической безопасности не закреплено как сфера деятельности федерального центра, эту работу имеют право осуществлять региональные органы власти. Специалистами ТОКСИ в Петербурге разработан пилотный проект реализации таких полномочий. Как с ним обошлись, уже писала наша газета («Петербург вымирает от химии?..», «Наша Версия на Неве», №34 (242), от 03.09.-09.09.2012)

По теме

Даже неглубокий анализ реализации «Основ государственной политики…» показывает, что их главные положения до конца остались не выполненными. Не «подтолкнуло» регионы и постановление Правительства РФ (от 27.10.2008 № 791) о реализации Федеральной целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013гг.)». Петербург с его мощным научно-правовым потенциалом несколько лет не решается объявить на собственной территории информационный мониторинг оборота ПОХВ и урегулировать отношения между органами государственной власти и участниками этого процесса – повторюсь – даже в целях обеспечения нормальной жизнедеятельности своих граждан.

В последние годы на международных рынках заметно активизировался оборот новых синтетических малоизученных химических веществ, смесей и продукции на их основе, и перед Россией формируется фронт новых угроз химического характера. Вот почему группа учёных-токсикологов города и экспертов Российского союза химиков в декабре 2012 года обратились к полномочному представителю Президента РФ в СЗФО Николаю Винниченко с предложением проинформировать Госдуму о необходимости конституционного разделения и закрепления ответственности федеральных и региональных органов власти в сфере обеспечения химической безопасности граждан и объектов экологии.

Не исключалась вероятность того, что аппарат полпреда сам укажет субъектам округа на их недоработки. Но этого не произошло. Видимо, среди подчинённых Винниченко не нашлось специалиста в области российского законодательства. Поэтому, кстати, обращение к полпреду по вопросу правового характера было поручено рассмотреть департаменту экономической политики. Судя по тексту ответа, недоработок в сфере химической безопасности в субъектах СЗФО нет, анализ ситуации и предложения группы питерских учёных интереса не представляют. Минпромторг готовит новую ФЦП «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации», уже на 2015 – 2020 годы. Там якобы всё и будет учтено.

Как говорил герой одного старого кинофильма: «В это поверит трёхлетний ребенок, и то, если он не из Одессы». Минпромторг с прошлого года занимается «проталкиванием» через Госдуму проекта технического регламента – закона «О безопасности химической продукции».

Если кому непонятно – готовится новая порция пара для очередного гудка в защиту нашей с вами безопасности. Правительство РФ опять примет постановление, в котором порекомендует субъектам Федерации разработать региональные программы химической безопасности. Однако у региональных властей нет ни желания, ни полномочий даже для элементарного в этой сфере – учёта и контроля на своей территории оборота ПОХВ, в том числе поступающих в порядке трансграничного перемещения!

Что ж, выпускать пар в гудок проще. Проконтролировать результативность такого процесса у нас, похоже, некому.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.03.2013 17:43
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх