Отраслевая схема развития петербургского метрополитена может оказаться под угрозой срыва.
Петербургская подземка уже три года не получает федеральных средств на развитие, что ставит под вопрос реализацию программы по увеличению протяжённостей линий метро – полагают эксперты.
Между тем, планы питерских метростроевцев воистину масштабны. Так, до 2015 года они планируют ввести в эксплуатацию семь новых станций метро. Все они относятся к числу «приоритетных», которые должны смягчить существующую напряжённую обстановку в рамках уже сложившихся в Петербурге пассажиропотоков.
На втором этапе – в 2016-2020 годах, метро должно «прорваться» в Ленобласть. В планах строителей создание
Красносельско-Калининской линии от станции «Юго-Западная» до станции «Обводный канал-2» и депо «Красносельское», Открытие станции «Шушары» Фрунзенско-Приморской линии и депо «Южное», продление Правобережной линии до «Морского фасада».
К 2025 году у нас должно появиться 45 новых станций метро. Однако вопросы с финансированием развития подземного транспорта, спустя 9 месяцев после утверждения концепции, с мёртвой точки так и не сдвинулись.
Ещё в июне 2011 года глава ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин предупреждал, что воплощение планов в жизнь требует огромных затрат, а председатель комитета по транспорту Санкт-Петербурга Станислав Попов озвучил затраты в конкретных цифрах: 30 миллиардов рублей в год. Сумма огромная, если учесть, что в 2011 году на строительство метро в городском бюджете было заложено всего лишь 10 миллиардов. В условиях скромного, по сравнению со столичными мерками, бюджета Петербург рассчитывал на федеральную казну, однако первые три месяца 2012 года показали, что зазор в десятки миллиардов рублей нам покрывать пока никто не собирается. По словам начальника метрополитена Санкт-Петербурга Владимира Гарюгина, его ведомство уже не раз обращалось к федеральной власти, которая неоднократно обещала помощь в финансировании. Однако вот уже три года федералы «отмалчиваются».
Интересно, что во всём мире метрополитен, как важный объект, строится за государственный счёт. Петербургское же партнёрство с федералами долгое время сохранялась по принципу 20% на 80%. Но даже эта доля соблюдалась не в полном объеме (так, в 2008 году из федерального бюджета было профинансировано всего около 10%).
Что касается бюджета местного, то и здесь петербургским метростроевцам особо рассчитывать не на что. Им «перепадает» всего от 2,4% до 3,2%, в то время как доля столичного бюджета, отчисляемая на нужды развития московского метро, составляет порядка 4,5%. А московская «казна», как известно, не чета питерской...
Впрочем, как отмечают в профильной депутатской комиссии петербургского ЗакСа, помимо финансирования, у петербургского метрополитена существуют проблемы и имущественно-организационного характера. Дело в том, что наше метро сегодня зачастую не имеет подготовленных земельных участков под строительство новых шахт, станций и прочих объектов инфраструктуры. Более того, наблюдатели отмечают, что планы развития метрополитена существенно отличаются в Генеральном плане развития Петербурга, Концепции развития транспортной инфраструктуры города и Отраслевой схеме развития метрополитена в Петербурге на период до 2025 года.
Беспокойство вызывают и текущие проблемы работы питерской «подземки». Например, недавно депутат Андрей Анохин поинтересовался у специалистов, не повредит ли станции «Пионерская» намеченное строительство в непосредственной близости от неё элитного жилого комплекса. По словам чиновников, экспертиз на этот счёт пока не проводилось, а, значит, и строительство никто не разрешал…