// // Мицва против свастики

Мицва против свастики

398
В разделе

Что скрывается за появлением в Петербурге мицва-мобиля? Как ни странно, именно евреи весь прошлый век были в Северной столице вторым по численности народом после русских. Начиная со времён царской России и до того, как окончательно развалился Советский Союз. По итогам недавней Всероссийской переписи населения выяснилось, что они вдруг переместились в Петербурге на пятое место.

Что скрывается за появлением в Петербурге мицва-мобиля?

Как ни странно, именно евреи весь прошлый век были в Северной столице вторым по численности народом после русских. Начиная со времён царской России и до того, как окончательно развалился Советский Союз. По итогам недавней Всероссийской переписи населения выяснилось, что они вдруг переместились в Петербурге на пятое место.

Далеко не все евреи исповедуют иудаизм. Эта монотеистическая национальная религия до сих пор остаётся самой закрытой. Чтобы стать иудеем, неважно –

кем является человек по происхождению, ему предстоит пройти труднейший обряд – гиюр. Достаточно сказать, что кандидат обязан принять на себя все 613 заповедей Торы и доказать это на иврите перед судом из трёх судей.

В иудаизм не зовут. Его не рекламируют. Он практически никогда не соприкасается с государством. По крайней мере, в России. Поэтому проведение на прошлой неделе Еврейской этнографической экспедиции, когда так называемые мицва-мобили одновременно отправились на Восток, Юг и Северо-Запад страны, стало настоящим событием для иудеев. Почти в один день мобильные синагоги достигли Сочи, Тюмени и Петербурга. В столице зимней Олимпиады-2014 мицва-мобиль расположился в морском порту, рядом со скульптурой «Бриллиантовая рука». В городе нефтяников приезд трейлера с раввинами и вовсе восприняли, как настоящую экзотику – ведь в Тюмени проживают всего 469 еврея.

В Северной столице, где сильна и многочисленна еврейская община, экспедицию рассматривают скорее как демонстрацию единства. Встреча с петербуржцами состоялась под конец пятницы на пл. Искусств, около Этнографического музея. Затем раввины-путешественники сделали остановки в памятных хасидских местах и отправились на шабат.

Приезд мобильной синагоги в Петербург вряд ли преследовал только цель пробудить еврейское самосознание и, как определил Главный раввин России Берл Лазар, стать «ледоколом в холоде незнания и застенчивости». В этом году в нашем городе произошло несколько громких инцидентов, которые заставили евреев задуматься, не настигает ли их новая волна антисемитизма?

В марте в Большую хоральную синагогу неизвестные бросили две бутылки с зажигательной смесью. Пресс-секретарь петербургской общины Анна Бродоцкая была осторожна в высказываниях, увидев в «коктейлях Мотолова», которые полетели в синагогу, лишь «шалость подростков, хулиганство». Но в ночь на 1 июля на здании, где располагается Еврейский университет, появилась надпись «Всех в Бухенвальд». Рядом красовалась свастика. Такой же крест был начертан и на доме Еврейского агентства «Сохнут» в Петербурге.

Амос Хермон, возглавляющий в «Сохнуте» отдел по борьбе с антисемитизмом, отметил, что этим летом в Западной Европе резко активизировались те, кто негативно относятся к евреям. Зачастую такие выпадки сопровождаются насилием. Склонен считать, что его ударили в лицо «на почве антисемитизма» и петербургский депутат Максим Резник. Городскому парламентарию приложили прямо у Мариинского дворца, 23 июля. Подошли трое, один из них молча дал Резнику по физиономии, и компания отправилась дальше…

Похоже, молодые пассажиры мобильной синагоги посетили Петербург вовсе не для того, чтобы исполнить вместе с прохожими весёлый хасидский танец. Первоначально слово «мицва» означало заповедь. Сегодня она, видимо, призвана остановить появление новых свастик.

Андрей ВДОВ, раввин, 2011 год:

– Наверное, в одном Питере евреев больше, чем во всей России, вместе взятой. Есть, конечно, какие-то проблески антисемитизма, национализма. Но если сравнить Питер с Москвой – в Москве намного всё сложнее. Но, хочу сказать, большой плюс, что далеко не все евреи ортодоксальны.

Альберт ЭЙНШТЕЙН, физик-теоретик, 1938 год:

– Псевдонаучные труды изображали их как низшую и опасную расу. Их считали подстрекателями войн и революций в личных эгоистических целях. Их представляли одновременно и опасными новаторами, и как врагов истинного прогресса. Их обвиняли в фальсификации культуры наций путем проникновения в национальную жизнь под видом ассимиляции и одновременно – в упрямой самоизоляции и нежелании приспособиться к какому-либо обществу…

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.08.2012 15:10
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх