Версия // Общество // Почему в Год литературы государство решило избавиться от первого в мире специализированного издательства для детей?

Почему в Год литературы государство решило избавиться от первого в мире специализированного издательства для детей?

10096

Михаил Яснов:«Продажа «Детгиза» – это позор»

В разделе

Весть о том, что легендарный «Детгиз», основанный ещё большевиками, выставляется в 2015 году на продажу, несомненно, стала резонансной. Росимущество намерено выставить на аукцион 100% акций книжного предприятия. В ответ Союз писателей Петербурга обратился к Правительству РФ с просьбой не продавать издательство.

Корреспондент «Нашей Версии на Неве» обсудил с одним из подписантов обращения – известным петербургским писателем Михаилом Ясновым – состояние современной детской литературы, причины беды, постигшей «Детгиз», а так же то, как можно спасти знаменитое предприятие.

– Михаил Давидович, как бы вы оценили состояние современной российской детской литературы?

– С моей точки зрения, уже несколько лет кряду мы переживаем бум детской литературы: и малышовой, и подростковой. Это очень важно. Сегодня главная забота и наших крупных издательств, например, «Эксмо» или «АСТ», и таких небольших, как«Самокат», «Розовый Жираф», «КомпасГид» и, конечно, наш «Детгиз» – издавать книги как можно лучше и разнообразнее. Конечно, немало трудностей. Детская книга, к сожалению, вещь дорогая – на её выпуск нужно много денег. Но, в целом, детская литература сегодня заслуживает того, чтобы о ней говорили и её издавали.

– То есть, тот кризис детской литературы, который пришёлся на 90-е годы, преодолён?

– Да, действительно, тогда мы очень переживали по поводу того, что с ней случится. Было мало новых и молодых писателей, книги издавались, как вы помните, довольно скверно и некачественно. Мы, к счастью, это преодолели. В частности, благодаря вниманию наших издательств к молодым дарованиям. В «Детгизе», например, каждый год проводился фестиваль молодых литераторов, талантливых поэтов и прозаиков. Это, безусловно, приносит свои плоды.

– Согласны ли вы с позицией, что детское издательство должно жить по правилам рынка? Или такому делу требуется государственная поддержка?

– По правилам рынка, конечно, жить хорошо и прекрасно, но если государство предоставляет поддержку – почему бы ею не воспользоваться? Слава богу – наше Правительство стало уделять существенное внимание именно поддержке разных издательств и издательских проектов. Без этой помощи, неоспоримо, им было бы очень тяжело выживать.

Повторюсь: детская книга – вещь дорогая. Это цветная печать, хорошая бумага, твёрдая обложка. Кроме того, это не очень большие тиражи – ведь дорогая книга большим тиражом разойтись не может. Любая поддержка – государственная, муниципальная, частная, какая угодно, конечно, нужна детской литературе. Кстати, если посмотрим немного на Европу, хотя сейчас это не принято делать, то заметим, что во всех европейских странах существует серьёзная государственная и частная поддержка детской литературы.

– Значит, политику Советской власти в этом плане можно одобрить?

– В этом смысле – безусловно, эта политика была не то, что верной, но понятной. Другое дело – надо понимать, какую литературу тогда, в основном, поддерживали. Официозную, идеологически «правильную» – ничего хорошего в этом не было.

– Михаил Давидович, почему, на ваш взгляд, «Детгиз» оказался в столь плачевной ситуации?

– Увы, правая рука у нас не ведает, что делает левая. С одной стороны, на официальном уровне принимается примечательное постановление о проведении Года литературы, а с другой – именно в этот год у нас собираются выставить на продажу старейший, крупнейший, очень важный для воспитания молодого человек «Детгиз».

По теме

Что значит выставлять издательство на продажу? Это означает, что у «Детгиза» может появиться собственник, который не имеет ни малейшего отношения к детской литературе. Хотя у нашего издательства нет совершенно ничего – ни помещения, ни земли, ни даже мебели, есть только интеллектуальный труд издателей и писателей. И ещё один немаловажный момент: «Детгиз» – это бренд. Представьте себе, что завтра под ним вдруг появляются колготки или водка с таким же названием. Бренд – это единственная ценность для потенциального покупателя. Поэтому так важно отстоять возможность и дальнейшего существования издательства вне какой-либо продажи или покупки.

– Что, по вашему мнению, можно предпринять для его спасения?

– Я думаю, что сейчас для «Детгиза» как никогда важно общественное мнение. Журналисты, читатели, родители,педагоги – все должны об этом писать и говорить, требовать: не то что просить, а требовать у Правительства отмены постановления о продаже издательства. Боюсь, ничего другого мы сейчас сделать не можем. Писать письма, петиции – словом, создавать общественное мнение. Оно ещё кое-чего у нас стоит.

– Не кажется ли вам, что в контексте нынешней политики патриотического воспитания закрывать старейшее детское издательство, по меньшей мере, странно?

– В том-то и дело. Много теперь говорится о патриотическом воспитании. А что такое патриотическое воспитание – это, на самом деле, вклад в национальную идею. Национальная идея – то, что все знают, любят, понимают, то, что всех объединяет. Что это такое – это детская литература. Вот наша национальная идея!

– А стоило бы разработать некую политику в области детской литературы? Или хотя бы программу?

– Да. Я сторонник того, чтобы было как можно больше программ, связанныхс детской литературой. Но это не должна быть единственная государственная программа поддержки, потому что тогда все усилия будут направлены на создание детского официоза. Государство же, по большому счёту, не должно иметь никакого отношения к бытованию литературы. Оно должно просто создавать условия для её естественного функционирования. Надеюсь на то, что во власти достаточно трезвых людей, которые это понимают.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.02.2015 13:10
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх