Версия // Общество // Под тенью спутниковой "нафигации"

Под тенью спутниковой "нафигации"

1408
В разделе

1 июля 2012 года многие участники рынка пассажирских перевозок переживут свой маленький конец света. Перспективы лишиться лицензии на право перевозок из-за отсутствия на борту автобуса навигационной системы ГЛОНАСС или ГОЛОНАСС/GPS, на прошлой неделе лично подтвердил заместитель начальника Северо-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Валерий Иванов.

Массовый отток компаний с рынка пассажирских перевозок очевиден уже сегодня. Директива, предписывающая оснастить коммерческие автобусы спутниковой нави-

гацией, поставила участников рынка перед нелёгким выбором: или расстаться с несколькими миллионами рублей (именно в такую сумму обходится оснащение системой ГЛОНАСС среднего автобусного парка) или проститься с лицензией, стоимость которой составляет 2600 рублей.

Последний вариант для себя избрали небольшие компании-перевозчики, которые не намерены становиться под контроль ГЛОНАССа по финансовым мотивам: сегодня они добровольно покидают этот участок рынка теми же темпами, которыми в своё время его заполняли. Вторую часть «беженцев» составляют «безнавигаторные» претенденты на лицензию: с 1 января 2012 таким компаниям вход на рынок пассажирских перевозок запрещён. Интересно, что за прошедшие полтора месяца текущего года Северо-Западное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта не получило ни одной заявки на лицензирование работы в области пассажирских перевозок. В то время как раньше число желающих пополнить ряды петербургских и областных перевозчиков доходило аж до 20 в месяц.

Практические манёвры

Чуть больше повезло компаниям, которые вот уже много лет плодотворно трудятся на рынке Северной столицы: несмотря на то, что порядка 80% из них до сих пор не выполнили требование законодательства, удалять с городских маршрутов в ближайшие месяцы нарушителей не будут. Пока – только штрафовать. Впрочем, и эта угроза скорее носит характер острастки. Ни одна из опрошенных «Нашей Версией на Неве» транспортных компаний не сообщила о больших суммах, взысканных за отсутствие навигационной системы в своём автобусном парке. Впрочем, если учесть, что угрозы штрафов до сих пор не подкреплены нормативной базой, регулирующей порядок осуществления контроля за постановкой бортовых навигаторов, невнимание к нарушителям не вызывает особого удивления. Весь осмотр транспортных средств, задействованных на коммерческих рейсах, сегодня осуществляется исключительно методом тыка либо по «наводке» надзорных инстанций. Так что место для взаимовыгодных манёвров пока имеется у обеих сторон.

«ГЛОНАлизация» рынка

Работа по внедрению навигационных технологий ГЛОНАСС/GPS с переменным успехом велась в Северной столице в течение четырёх лет. Традиционно, она началась со скандала. Правда, локального. В своё время особо наблюдательные участники рынка обращали внимание, что контракт на право поставки бортового оборудования для автобусов «Пассажиравтотранса» и «Горэлектротранса» город заключил при весьма скользких обстоятельствах. В тендере принимали участие всего две компании, при этом победу вдруг одержала никому на тот момент неизвестная фирма. Кроме того, по словам экспертов, стоимость контракта была явно завышена – в среднем, оборудование 1 единицы транспорта вместе с установкой и техническим сопровождением обошлось городу в 50, 8 тысяч рублей, в то время как оптовая цена одного навигатора не превышала 15 тысяч «деревянных». Несмотря на очевидные экономические расхождения, за четыре прошедших года под контролем навигационной спутниковой системы оказалось порядка 4 тысяч городских автобусов. Однако если на оснащение социального транспорта раскошелился городской бюджет, то затраты на «ГЛОНАцизацию» коммерческих транспортных средств полностью возлагаются на самих перевозчиков.

По теме

Между «трансом» и «юстом»

Методы внедрения навигационной системы слежения в сферу коммерческого транспорта вызывают много вопросов, причём не только у перевозчиков. Дело в том, что, по состоянию на февраль 2012 года, Минтрансом РФ разработаны все законодательные акты, которые обязывают коммерсантов оснастить свой автобусный парк системой ГЛОНАСС. Когда же появится документально прописанный порядок постановки автобусов под навигацию?

Ответ на это вопрос носит, увы, приблизительный характер. Как рассказали «Нашей Версии на Неве» в Северо-Западном межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора, чётко прописанные требования к оборудованию, разработанные Минтрансом, сегодня «застряли» в Министерстве юстиции, которое осуществляет их регистрацию. Последняя должна была произойти со дня на день, но чиновники, почему-то, опять руководствуются свойственным им девизом: каждая бумажка должна вылежаться. Впрочем, на этом вопросы не заканчиваются. Удивление участников рынка вызывает и полная неподготовленность к процессу «ГЛОНАлизации». Если для обработки информации с «социальных навигаторов» создан специальный Центр управления городским пассажирским транспортом, то вопрос с коммерческими коллегами до сих пор висит воздухе. Всё потому, что такая «мелочь», как Единый центр по приёму и обработке информации, поступающей с борта маршрутных автобусов, до сих пор не создан. Так в каких же виртуальных мирах будет зависать информация, полученная со спутников ГЛОНАСС?

Цена вопроса

Кстати, почему именно ГЛОНАСС? Этим вопросом сегодня задаются перевозчики, которые ранее имели опыт работы с более совершенным оборудованием.

– Почему я за свои деньги должен приобретать именно эту, простите, нафигационную систему? – негодует один из участников рынка. – Получается, что коммерсант обязан провести установку навигатора, причём в строго определённой фирме, обязан производить его ремонт, но что он получит по факту? Наша организация с удовольствием бы закупила американскую систему, которая не только дешевле, но к тому же, более эффективна, поскольку к ней можно подключить счётчик пассажиропотока. Эта система давно опробована, а вот насколько эффективна ГЛОНАСС, мы пока не знаем...

Впрочем, вопрос цены оборудования сегодня не вызывает большого сочувствия у поставщика: по словам директора компании «ГЛОНАСС-Северо-Запад» Артёма Матяша, за последние несколько лет цены на навигаторы ГЛОНАСС сократились почти втрое и сегодня составляют около 8 тысяч рублей.

Угощает…перевозчик?

А кто будет оплачивать трафик навигационной системы? Этим вопросом задаётся первый заместитель генерального директора ОАО «Третий парк» Михаил Богданов.

– Из документов следует, что платежи за трафик перекладываются на перевозчика. В итоге, если мы посмотрим на все расходы, связанные с оборудованием автобусов спутниковой системой, набегают огромные деньги! – отмечает Михаил Валентинович. – Разумеется, в перспективе, после устранения недоработок, спутниковая система ГЛОНАСС станет хорошим подспорьем в работе перевозчиков. Но сегодняшняя ситуация, сложившаяся вокруг внедрения данной системы на рынок пассажирских перевозок, вызывает очень много вопросов. Прежде всего, это касается отношения государства к бизнесу. ГЛОНАСС и прочие контрольно-надзорные приборы – всё это почему-то внедряется за наш счет. Схема работы ультимативна: «Вынь, да положь!». Но почему-то нас никто не спросил, хотя бы ради приличия: а может ли наше производство осилить эти требования, да ещё и в строго установленные сроки?

Во всей этой истории рядовых горожан волнует практичный вопрос: будут ли повышены цены на проезд в маршрутках? Будут! Но причиной тому станет не ГЛОНАСС – уверены перевозчики. Между прочим, многие их них сегодня вовсе не опасаются отзыва лицензий, полагая, что здравомыслие возобладает, и обращения в высокие инстанции всё же смогут повлиять на ситуацию. «В конце концов, мы не на войне» – говорят коммерсанты. Хотя со стороны всё выглядит так, словно перевозчики и чиновники – воюющие стороны: одни нападают, а другие обороняются.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.04.2012 16:33
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх