// // В отмене спектакля «Лолита» петербургские деятели культуры усматривают признаки назревающей в стране революции. Увы, отнюдь не культурной

В отмене спектакля «Лолита» петербургские деятели культуры усматривают признаки назревающей в стране революции. Увы, отнюдь не культурной

748

Революционная Лолита

2
В разделе

Недельный поиск неуловимой группы товарищей в лампасах, сумевших запугать своими идейными намёками заслуженного актёра России Леонида Мозгового и даже замахнуться на Михаила нашего Пиотровского, не привёл к видимым результатам. Ни одна из существующих в Петербурге казачьих организаций не взяла на себя ответственность за «письмо десяти», из-за которого в Северной столице отменили спектакль «Лолита» по Набокову. Те же общественники, которые ранее признались в срыве культурного мероприятия, поспешили от своих преждевременных откровений откреститься.

«Я – один из тех казаков, которые подписывались под этой инициативой (...), – сообщил 21 октября корреспонденту газеты «Метро» наказной атаман Санкт-Петербургского регионального отделения Союза казаков России Александр Семёнов. – Я не думаю, что Набокову кто-то заплатил за то, чтобы он написал «Лолиту». Но большую часть жизни он провёл за рубежом, его сознание формировалось в соответствии с чуждыми России идеалами (...). Любое свинство не может пропагандироваться. Будь то мерзкая книга, подобная «Лолите», или спектакль, или какая-нибудь богопротивная авангардная выставка».

Впрочем, очень скоро выяснилось, что неприязненное отношение Александра Георгиевича к творчеству Нобелевского лауреата было вызвано всего лишь помехами в связи, из-за которых атаману послышалось будто бы его спрашивают совершенно о другом письме.

«Я действительно подписывался под требованием ужесточить наказание по отношению к разрушителям православных крестов, – заявил Семёнов в интервью тому же изданию буквально спустя два дня. – Из-за шумов в эфире я не понял, о каком именно письме идёт речь, и сказал, что думаю по этому поводу (...). А о ситуации с «Лолитой» я узнал уже позднее (...). Считаю, что всё это было намеренной провокацией – не случайно в подписях стоят известные казачьи фамилии, фамилии тех людей, которых я хорошо знаю. Люди, написавшие это письмо, намеренно дискредитировали и меня, и Дыгерна, и вашу газету (...). Такой вот жёсткий черный PR».

Следуя логике повествования, слова про «мерзкую книгу, подобную Лолите» из-за помех связи должны были попросту послышаться журналисту, бравшему комментарий. Не исключено, что так оно и было, хотя людям язвительного толка атаманская история до боли напомнила весеннюю «комедию положений» с часами Патриарха Кирилла.

Показательно, что администрация Петербурга традиционно хранит молчание. Мнение относительно отмены выставки «Иконы» Марата Гельмана и срыва моноспектакля «Лолита» Мозгового в течение прошлой недели не выразил ни губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, ни «культурный» вице-губернатор Василий Кичеджи, ни сотрудники обезглавленного комитета по культуре.

Зато представители гражданского общества неоднократно озвучили своё непомерное сожаление тем, что Петербург стал «дремучим и бессмысленным».

«События последних месяцев создают Петербургу какую-то жуткую репутацию мракобесного города, где к тому же живут трусы, – пояснила «Нашей Версии на Неве» ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Ирина Левинская. – «Лолита» – это роман о великой любви, и признаки пропаганды педофилии там могли усмотреть только повёрнутые на этой теме больные люди. Но мало ли идиотов? Можно дойти до крайности и изрядно подчистить экспозицию в Эрмитаже от общепризнанных шедевров мирового искусства, среди которых можно найти всё, что угодно – обнажённых женщин и мужчин в недвусмысленных позах или, например, гермафродитов. У меня нет сомнения, что Михаил Пиотровский проигнорирует очередное безумное письмо «казаков», требующих закрыть выставку братьев Чепменов. Но мне очень обидно за Мозгового. Это великий актёр. Я не понимаю, почему он так испугался. В письме ведь не было никаких угроз. То, как он себя повёл, представляется мне не очень красивым и по отношению к его зрителям, и к «Лолите», и к самому Набокову.»

По теме

То, что сегодня происходит в Северной столице, гораздо опаснее московских событий, – такого мнения придерживается и режиссёр Алексей Герман-младший.

«Петербургская власть потворствует пробуждению самых тёмных и низовых инстинктов человека», – заявил режиссёр в интервью информационному агентству «Росбалт», дополнив сказанное в своём блоге:

«Мне омерзительны чиновники, которые недовольны качеством и моральным обликом своих граждан. Меня тошнит от принятия нелепых законов о «тишине» и преследования пакетов молока за пропаганду гомосексуализма. От брошюрок, где люди представлены в образе граблей и метёлок, да и от много другого. Это больше не мой город, а что-то иное. Дремучее и бессмысленное (...). Наверное стоило бы вызвать в прокуратору писателя Набокова, но он уже умер. Хотя не сомневаюсь, что не всем питерским начальникам и сознательно настроенным гражданам, которые теперь строчат доносы, это известно...»

Оторванность власти от народа, по прогнозам режиссёра, может привести к гражданским волнениям. И даже к революции. Это обстоятельство не исключают и коллеги режиссёра по культурному цеху.

«Перед революционной ситуацией общество обычно анархизировано», – рассказал «Нашей Версии на Неве» писатель, культуролог Андрей Столяров. – Оно разделяется на множество мелких и очень активных групп, и каждая из них пытается добиться своего силовыми методами. Вещи, творящиеся в Петербурге, – как раз и есть один из признаков зреющей революционной ситуации в нашей стране. Низовая часть соотносит себя не с центральной властью, а с тем локальным местом, где она обитает, ведь во время революций каждая деревня решает сама, как ей жить, что запрещать, а что разрешать. Как правило, именно в это время правительство не знает, что конкретно ему делать и начинает принимать идиотические решения (в нашем варианте это была ситуация с Pussy Riot, дискредитировавшая и власть, и РПЦ), начинается чехарда с переназначениями чиновников, принимается множество законов, которые заведомо не будут исполняться».

Возможно, что молчание администрации Петербурга – не случайно. Ведь известно, что действующий губернатор Северной столицы отличается особой набожностью, равно как и написавшее письмо казачество. Неоднократно о своей вере заявлял и «культурный» вице-губернатор Кичеджи. Поэтому вполне возможно, что действия казачков, пусть пока и засланных, вызывают молчаливое одобрение у администрации города.

Хотя люди, профессионально занимающиеся изучением религии, предупреждают: вслед за подобным «братанием» может наступить крайнее разочарование – казакам и сам губернатор может попросту показаться «недостаточно православным». И если позволить радикальным религиозным проявлениям руководить жизнью общества, то многие из ныне возопивших «богоугодных патриотов», по мнению религиоведов, могут очень скоро оказаться в крайне двусмысленной ситуации.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.11.2012 14:32
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх