Версия // Власть // Добить Лебедя

Добить Лебедя

5072
В разделе

Наступивший понедельник может стать последним днём в судьбе действующего конкурсного управляющего сети АЗС «Фаэтон-Аэро». В минувший четверг в заднее стекло автомобиля Дениса Лебедя, который он запарковал буквально в ста метрах от администрации Адмиралтейского района, уже влетела пуля.

Ещё прошлой осенью ему передали «черную метку». Тогда Лебедю через давнего приятеля убедительно порекомендовали заняться другими проектами, благо их в активе у конкурсного управляющего несколько десятков. Повторный разговор был этим летом, когда невзначай прозвучало: смотрите – такие люди, как Денис, до пенсии не доживают…

До полуночи оставалось совсем чуть-чуть. В это время оживлённый обычно Измайловский проспект становится безлюдным. Он едва отошёл от своего автомобиля, как услышал сзади выстрел. Оглянувшись, Лебедь увидел, что в сторону убегает мужчина чуть выше среднего роста, одетый во всё черное. Волосы стрелка были убраны в хвост. Абсолютно точно – минуту назад его на улице не было. Пуля, выпущенная в заднее стекло машины, пробила лежащий на заднем сиденье пакет с документами. Судя по фрагментам, стреляли из травматической Осы.

– Я думаю, меня таким образом хотели наглядно предупредить, – говорит Денис Лебедь, – если бы решили уничтожить физически, то не особо церемонились, мне это сказали и родные, у нас по мужской линии – почти все прокуроры.

Удивительнее показалась конкурсному управляющему реакция следователя, который явно не стремился зафиксировать происшествие, тянувшее на очередной «глухарь». Да и правда, ничего удивительного в этом нет. Подумаешь, в центре города стреляют…

«Есть возможность жить красиво…»

Именно эти слова произнёс на пресс-конференции, посвящённой первой годовщине работы сети АЗС «Фаэтон-Аэро», один из её собственников Сергей Снопок. Построив автозаправочные комплексы нового уровня, всех потенциальных потребителей сподвигли не просто вставлять пистолет в бак, но и пользоваться дополнительными услугами – персональный стюард, импортное топливо, полноценный универсам и даже интернет. В общем, почти как на Западе, за исключением того, что за границей не стремятся держать лишний персонал – слишком дорого. Вот тут-то и заявил Снопок, мол, тем и отличается «от несчастной Европы» настоящий российский премиум.

Похоже, владельцам ООО «Фаэтон-Аэро» с самого начала их бизнеса был присущ чрезмерный гонор. В лихие девяностые, когда бензиновые бароны погибали в Северной столице с завидным постоянством, имена братьев Снопков связывали то с могущественным Михал Михалычем (он же игорный король Михаил Мирилашвили), то – с беспощадным Андреем Маленьким (Воловым), чья бригада палила на «стрелках» почём зря и рубила пальцы провинившейся «пехоте» из своих. Впрочем, и сами братья могли при желании применить специфические навыки. Ведь старший – Сергей, до прихода в бизнес служил офицером в разведроте мотострелкового полка, да и младший – Михаил, окончил высшее общевойсковое командное училище.

Уже в середине 2009 года желание Снопков «жить красиво» обернулось тем, что сеть «Фаэтон-Аэро» перестала платить по кредитам. По некоторым данным, общий долг компании достиг 6,6 млрд. рублей. Кредиторы начали обращаться в суды, и тогда должник решил объявить себя банкротом. Но предварительно завёл в реестр кредиторов дружественные фирмы, которые суммарно претендовали на 58% задолженности. Например, только ООО «Промтранс» умудрилось сформировать задолженность почти на миллиард рублей, запустив схему купли-продажи облигаций ООО «Фаэтон-Аэро-Финанс».

По теме

Не менее хитроумный вариант отвязаться от кредиторов был придуман с подконтрольным ЗАО «Октан». Эта фирма арендовала у «Фаэтона-Аэро» 14 земельных участков, где были построены АЗС, но без ведома собственника земли. Поэтому постройки по договорённости признали самовольными, и для постановки на баланс ООО «Фаэтон-Аэро» потребовалось компенсировать арендатору затраты на строительство. Вышло почти 1,15 млрд. рублей. Сам себе построил, сам и долг нарисовал.

Неожиданное банкротство застало врасплох «Сбербанк России», банки «Санкт-Петербург», «ЮниКредит» и «Глобэкс». Приложив определённые усилия, кредитные учреждения даже добились возбуждения уголовных дел по ст. 196 (преднамеренное банкротство) и ст. 176 (незаконное получение кредита) УК РФ. В «Фаэтоне-Аэро» начались обыски, выемка документов, однако со временем активность правоохранительных органов практически сошла на нет.

Наверное, не стоит удивляться, что виновниками своего разорения владельцы топливной премиум-сети поспешили объявить банки, которые якобы прекратили кредитование бизнеса в период глобального кризиса и повысили процентные ставки за пользование уже выданными деньгами. В мае 2010 года в ООО «Фаэтон-Аэро» была введена процедура внешнего управления, а спустя месяц арбитражный суд дал компании полтора года на финансовое оздоровление. Врачевать топливную сеть взялся Родион Гайнутдинов. Похоже, он не слишком старался распродать активы в интересах кредиторов, а скорее наоборот – выстраивал эшелонированную линию обороны для братьев Снопков.

Так продолжалось до 22 июня 2011 года…

Он записался добровольцем

– С этого дня я будто оказался на передовой, – невесело шутит Денис Лебедь, утверждённый конкурсным управляющим. Гайнутдинов нехотя вручил ему печать и тонкую пачку документов, среди которых не оказалось реестра имущественных активов. С таким «наследством» Лебедь и приступил к работе.

ООО «Фаэтон-Аэро» – это два десятка АЗС, две нефтебазы в разных концах страны, доли в иных бизнесах и огромная дебиторка – 1,9 млрд. рублей, проще говоря – долги сторонних организаций перед этой компанией. Но установить, кто и сколько должен вернуть «Фаэтону-Аэро», очень сложно. В переданных Гайнутдиновым документах такой информации нет. Попытки истребовать её в судебном порядке ничем не закончились.

По мнению Лебедя, он столкнулся с тщательно подготовленной кредитной аферой, направленной на то, чтобы похитить банковские средства. При этом владельцы топливной сети стараются любыми силами избежать отчуждения имущественных активов и удержать в своих руках операционный контроль. За год с небольшим конкурсному управляющему удалось реализовать залоговое имущество трёх банков – это восемь АЗС «Фаэтон-Аэро». Наименьшие шансы вернуть свои деньги, как считает Денис Лебедь, остаются у «Уралсиба» и «Финансового капитала». В качестве залога они приняли топливо, только не совсем понятно – реальное или только нарисованное на бумаге.

Любопытно, что тем временем братья Снопки продолжают извлекать прибыль из компании-банкрота. В 2010 году 16 автозаправочных комплексов были переданы в аренду ООО «Фаэтон – топливная сеть №1». Единственным учредителем этого предприятия является некая гонконгская фирма Infinity Gain Limited, по всей видимости не чужая собственникам холдинга. А отдал АЗС «на сторону» внешний управляющий Родион Гайнутдинов, причём незадорого. В действительности, срок аренды истёк ещё в феврале 2012 года. Однако ООО «Фаэтон – топливная сеть №1» будто бы и не собирается расставаться с этим имуществом.

Как говорит Денис Лебедь, пока не удаётся вернуть АЗС даже в рамках судебных процессов – слишком яростно сопротивляются арендаторы. При этом Сергей Снопок не скрывает, что с начала нынешнего года оборот автозаправочных комплексов, которые временно находятся в управлении ООО «Фаэтон – топливная сеть №1», уже составил 800 млн. рублей. «Можно сделать вывод, – резюмирует Лебедь, – значительная часть прибыли формируется за счёт де-факто захваченных и незаконно удерживаемых активов».

По теме

Его пытаются сместить уже почти год. Конкурсный управляющий оказался слишком несговорчивым. Принципиальность Лебедя явно раздражает тех, кто привык распоряжаться «Фаэтоном». Чтобы избавиться от неудобного парня, против него даже возбудили уголовное дело.

Пережить понедельник?

Как иногда поговаривают стражи правопорядка, «был бы человек, а статья найдётся». В феврале этого года Дениса Лебедя попытались обвинить в том, что перечислил 526 500 рублей на счёт ООО «Новый Масштаб», где когда-то трудился генеральным директором, за «фактически не оказанные услуги по сопровождению процедуры банкротства». Но самое удивительное, от имени ЗАО «Ленпромтранспроект», аффилированного со Снопками, конкурсному управляющему поставили в вину… сдачу в аренду нескольких АЗС, которые находятся в залоге у банка «Петрокоммерц», фирме «Фаэтон – топливная сеть №1». То есть, попробовали привлечь к уголовной ответственности за действия, предпринятые господином Гайнутдиновым. На основании этого заявления доблестные правоохранители поспешили вынести ходатайство о временном отстранении Лебедя от занимаемой должности и изъятии у него финансово-хозяйственной документации ООО «Фаэтон-Аэро».

В суде попытки избавиться от конкурсного управляющего с треском провалились. Ведь к установлению арендных отношений он был непричастен. А что касается ООО «Новый Масштаб», то Лебедь учредил небольшую фирму в феврале 2008 года и затем продал коллегам, которых осенью прошлого года привлёк к инвентаризации имущества «Фаэтон-Аэро» и ведению бухгалтерской отчётности. Никаких нарушений Петроградский районный суд в таких действиях не усмотрел, признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным.

29 октября арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области должен рассмотреть ходатайство представителей комитета кредиторов ООО «Фаэтон-Аэро», которые требуют отстранить Дениса Лебедя, назначив на должность конкурсного управляющего Дмитрия Краснова – он в настоящее время является временным управляющим ООО «Фаэтон – топливная сеть №1». Если называть вещи своими именами, то братья Снопки пытаются заменить неудобного Лебедя на более послушного человека. В таком случае они смогут сохранить контроль над ключевым подразделением холдинга.

По словам действующего конкурсного управляющего, это очередная, более чем десятая по счёту попытка ликвидировать его с помощью служителей Фемиды. Денис Лебедь убеждён, что Снопкам очень нужно удобное решение, ведь тогда банкротство ООО «Фаэтон-Аэро» может затянуться на неопределённое время, а кредиторы вряд ли получат свои деньги назад.

– На полное завершение процедуры, если бы не палки в колёса, я отводил себе два календарных года, – рассуждает он, – к июню 2013-го мы бы реализовали залоговое имущество компании.

Сегодня в числе кредиторов ООО «Фаэтон-Аэро» – более пятнадцати банков. Совокупный объём кредиторской задолженности десяти предприятий холдинга «Фаэтон» приближается к 30 млрд. рублей. Правоохранительные органы расследуют несколько уголовных дел по заявлениям банков, предоставивших империи Снопков заёмные средства. Если Лебедя не станет, кредиторам останется единственный путь – добиваться смещения его возможного преемника Краснова. А дальше – всё сначала…

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.11.2012 14:21
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх