Несмотря на обилие социальной рекламы, призывающей водителей к адекватности за рулём, количество автомобильных правонарушений в культурной столице отнюдь не идёт на убыль. Нарушать сегодня по карману многим, в итоге на дорогах гибнут сотни. «Мы уговаривали в течение 10 лет, но результата нет» – констатирует ГИБДД, предлагая радикально менять способы воздействия на сознание правонарушителей.
В конце зимы Петербург потрясла очередная трагедия. На пешеходном переходе в районе улицы Народная, иномарка насмерть сбила 10-летнего Мишу Немцова, который переходил улицу по зелёному сигналу светофора. Впрочем, термин «сбила» в данном случае слишком абстрактен: автомобиль «Shevrolet Aveo», которым управляла женщина, так «прошёлся» по ребёнку, что при падении тому оторвало ногу. От полученных травм мальчик скончался на месте: прибывшие на место врачи скорой помощи спасти его уже не смогли. Зато сотрудникам ГИБДД удалось спасти 23-летнюю владелицу автомобиля от самосуда убитого горем отца. Её ждёт следствие (которое по таким делам длится до полугода), суд, и, скорее всего, отсрочка приговора: женщина, нечаянно убившая чужого ребёнка, оказалась беременна.
Если вдохновляющая статистика ДТП и правонарушений на дорогах Петербурга сегодня кого и обманывает, то только не
сотрудников дорожной полиции. Те прекрасно знают, что снижение числа дорожных инцидентов говорит лишь об одном: после «креативной» реформы МВД их попросту стало некому фиксировать. Вернее, сильно сократилось количество сотрудников, которые уполномочены делать это. Поэтому реальная ситуация дел далека от радужной. Вроде бы за 2011 год действительно снизилось количество ДТП, в которых пострадали люди. Но вместе с тем, общее число наездов автомобилистов на горожан в районе пешеходных переходов не только не уменьшается, но и идёт на увеличение – пояснила «Нашей Версии на Неве» начальник отдела пропаганды БДД УГИБДД ГУМВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленобласти Татьяна Зыбина.
Интересно, что за последнее время отделом пропаганды было предпринято много усилий по внедрению социальных проектов, посвящённых культуре на дорогах, однако просчитать их реальный эффект сегодня действительно сложно. Да и могут ли шокирующие западные ролики с разбитыми головами водителей, и позитивные отечественные – с зайцами, мишками и прочими милыми мультяшными героями, напугать взрослого человека до такой степени, чтобы он раз и навсегда поменял своё отношение к ПДД?
Силовики просят понять их правильно. Развитие сознания человека проходит несколько стадий, – говорят они. И на первой из этих стадий человек просто обязан чего-то бояться. Судя по примеру соседней Финляндии, лучший «пугательный» образ в сочетании с кровавым социальным роликом – денежный штраф.
Меры, которые в недалёком будут предприняты к правонарушителям, сегодня пока ещё призрачны, однако их уже активно обсуждают в комитете по транспорту Петербурга и ГИБДД. Последние планируют «продвигать» жёсткие санкции к агрессивной части водителей: вслед за «двойной сплошной», силовики намерены выбрать несколько позиций, которые приносят большую часть ДТП, и увеличить за них меру ответственности, вплоть до лишения водительских прав. Кроме того, как удалось узнать «Нашей Версии на Неве», чиновники совместно с ГИБДД намерены исключить возможность ухода от наказания для отдельных категорий правонарушителей. Например, «маршруточников», из-за которых намерение штрафовать водителей за игнорирование пешеходов на переходе остаётся лишь декларацией.
Приморский районный суд Санкт-Петербурга принял решение о взятии под стражу Александра Тюленева, инспектора ГИБДД, который обвиняется в совершении смертельного ДТП.
Жалуются инспектора: сегодня они не имеют право задержать коммерческий и социальный транспорт прямо на линии. Для того чтобы составить административный материал на водителя, полицейская машина вынуждена сопровождать его до «кольца», то есть до конечной остановки. Поэтому не удивительно, что в скором времени, полномочия сотрудников ГИБДД к неудовольствию многих водителей, будут расширены.
Глобальные «ментальные» реформы намечаются и в самой системе работы ГИБДД. Госавтоинспекция намерена совершить переход от количественной оценки деятельности ДПС к качественной. Например, не ругать инспекторов за низкие показатели, а ставить вопрос – мог наряд или подразделение в целом предупредить или предотвратить каждое конкретное происшествие? Однако сами люди в дорожной полиции из всех грядущих мер позитивно оценивают лишь одну: введение мер карательного воздействия.
При всей коллективной бессознательной российской нелюбви к «гайцам», в данном случае с ними сложно не согласиться. Увы, из 59 538 000 рублей, которые были потрачены на реализацию профильной федеральной целевой программы по безопасности движения, самой эффективной тратой оказалась… закупка видеокамер и ужесточение штрафов за нарушение ПДД. Последняя, впрочем, в рамки этой целевой программы не входила.
Комментарий
Олег Дмитриев, начальник 3-го отдела УГИБДД ГУМВД РФ по СПб и Ленобласти:
«Сегодня и водители, и пешеходы ведут себя просто безобразно. ГИБДД в течение 10 лет пытается уговаривать и тех, и других, но ясно, что это имеет смысл только в том случае, если уговоры дают положительный результат. Но если мы его не получаем, и люди гибнут на дорогах тысячами? Можно обратиться к опыту Финляндии, где основной упор делается на наказание. Ведь наши соотечественники в этой северной стране становятся примерными водителями. Это о чём-то говорит?»