Версия // Общество // Раскинуть карты

Раскинуть карты

1998
В разделе

Близится День города, а вместе с ним возрастает и интерес к истории Петербурга, которая хранит в себе столь много тайн, что ломать голову над ними придётся ещё не одному поколению историков.

Например, мало кому известен такой факт: оказывается в 1939 году над Ленинградом пролетел немецкий самолёт-разведчик, который сделал настолько великолепную аэрофо-тосъёмку города, что на карте были видны даже отдельные дома и автомобили. Специалисты отмечают, что качество этой съёмки было гораздо выше, чем качество карт, которые составляли советские специалисты. В то время в СССР картография уже была не на высшем уровне, однако знали об этом исключительно специалисты, имеющие доступ к картам: с 1936 года, в стране начался активный процесс засекречивания геометрии объектов от горожан. С городских карт начинают исчезать контуры промышленных предприятий и их названия: историки связывают этот процесс с текущей подготовкой к войне. Ленинградские карты поствоенной эпохи уже напоминают детские рисунки, на ярко-весёлом фоне которых было обозначено примерно 10% городских улиц. Борьба с картографическими материалами продолжилась и в 50-60-х годах прошлого столетия.

Тем не менее, если хотя бы половина проектов из интеллектуального наследия российских, а затем советских проектировщиков, была реализована, наш город мог бы быть гораздо комфортнее. Например, если взглянуть на Генплан по восстановлению города Ленинграда 1948 года, можно увидеть, что многие из тех проектов, которые сегодня обсуждаются в городской администрации, были задуманы ещё в далёкие годы. Так, на карте 64-летней давности уже обозначены и переправа в створе Пискарёвского проспекта, и многострадальный Орловский тоннель, и прототип Новоадмиралтейского моста, и строительство моста Александра Невского, проект которого всё-таки был реализован в 1960-1965 годах. Интересно, что эти и многие другие переправы были задуманы ещё дореволюционными проектировщиками, которые уже тогда говорили о хронической нехватке мостов, с которыми город должен был столкнуться век спустя.

Владимир Валдин, историк:

«Сегодняшняя наука картография находится на грани вымирания. Причина этого

процесса кроется в целом клубке явлений, начиная с того, что из этой области уходят профессионалы и заканчивая переходом картографических изображений в Интернет. В Интернете нет ничего плохого, однако полный уход в эту область может прервать летопись XXI века. В результате уничтожения картографических материалов в 60-х годах прошлого столетия, историю XX века удалось восстановить по крупицам. И если история нашей современности превратится в один большой компьютерный файл, который задним числом можно подредактировать, то наши потомки вряд ли скажут нам спасибо…»

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.05.2012 16:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх