Версия // Общество // В 2015 году незаконная торговля краденными нефтепродуктами вырастет на порядок

В 2015 году незаконная торговля краденными нефтепродуктами вырастет на порядок

4777

Пять миллиардов – каждый год «налево»…

В разделе

Объемы нелегального рынка торговли дизельного топлива в Санкт-Петербурге увеличиваются год от года. Эксперты прогнозируют, что в 2015 году перекачка денег из карманов горожан в тугие кошельки нелегалов станет еще более явной. Причиной тому – экономический кризис и позиция руководства ряда автотранспортных фирм, потворствующих преступникам.

Сегодня каждый четвёртый литр дизтоплива в городе – ворованный. А если не впрямую выкаченный из трубы, то представляющий собой странную смесь из скупленного по дешёвке опять-таки ворованного топлива и какой-то дряни. Конечно, дорогие внедорожники вряд ли переварят такой «коктейль», но для менее разборчивых автомобилей – общественного транспорта, уборочной техники, участников рынка грузопассажирских перевозок: он вполне сойдёт. Можно сказать, что наряду с легальными операторами на петербургском рынке успешно действует ещё один – теневой. Его доля в общем объёме реализации дизтоплива достигает 15 %.

В товарном эквиваленте – это примерно 15 тыс. т в месяц, в денежном – 5 млрд рублей в год. Понятно, что петербургскому бюджету вместо налогов остаётся лишь вдыхать нечто, вылетающее из тысяч выхлопных труб.

А автолюбителям предстоит готовиться к растущим ценникам на легальных АЗС.

Главное – манёвры

Желание перенести налоговое бремя на плечи обычных налогоплательщиков возникло у родного государства ещё в 2012 году. Сейчас, когда мировые цены на нефть резко скачут вниз, предполагать, что правительство Дмитрия Медведева вдруг переменит взятый курс, наивно. Так называемый налоговый манёвр в нефтяной отрасли предусматривает снижение экспортных пошлин (тем самым, укрепление конкурентоспособности отечественных компаний на внешнем рынке) и взамен повышение налогового бремени для производителей внутри страны. Естественно, что при этом в рост идут и заводские цены, и стоимость оптовых поставок топлива, и отпуск нефтепродуктов в розницу.

О том, как скажутся глобальные манёвры на многострадальной судьбе российской экономике, нам всем ещё предстоит увидеть. Но есть «манёвры» менее заметные, однако способствующие развитию нелегального рынка торговли дизтопливом.

В ноябре в Москве успешно прошла выставка «Автокомплекс 2014». Как поделились с корреспондентом «Нашей Версии на Неве» побывавшие там представители петербургских нефтетрейдеров, стенды удивляли разнообразием предложений от производителей контейнеров под топливо – для последующего размещения на территории автотранспортных предприятий. В рекламе такую продукцию предпочитают называть «мини АЗС любой сложности». Покупателям предлагается так же монтаж, сервисное и гарантийное обслуживание приобретённых агрегатов. Естественно, что на каждый вид оборудования вам готовы выдать сертификат и разрешение на эксплуатацию, подтверждающие, в частности, что такие контейнеры якобы соответствуют стандартам пожарной безопасности.

Впрочем, есть некое оправдание подобной торговли, которая впоследствии оборачивается нарушениями экологической и технологической безопасности при эксплуатации объектов в условиях Санкт-Петербурга. Ведь в марте 1986 года Госкомнефтепродукт СССР утвердил правила технической эксплуатации стационарных, контейнерных и передвижных АЗС. Под передвижными в те стародавние времена подразумевались ёмкости, смонтированные на шасси автомобилей и прицепов для использования в полевых условиях и на туристических маршрутах. А контейнерные АЗС устанавливались в автохозяйствах, на предприятиях и даже в гаражных кооперативах.

По теме

Да уж… В Санкт-Петербурге полевые работы не проводятся, малолюдных туристических маршрутов в труднодоступной местности вроде тоже не замечено, зато предприятий различного профиля и гаражных кооперативов – хоть пруд пруди. Другой вопрос, что любой объект, на котором в нашем городе ведётся отпуск нефтепродуктов, должен соответствовать не правилам тридцатилетней давности, а современным принципам и требованиям, регламентирующим эксплуатацию АЗС, – санитарным, противопожарным, земельным.

Что касается АЗС передвижных, то их размещение в пределах населённых пунктов позволено действующим законодательством только в том случае, если проводятся регламентные или ремонтные работы на стационарной автозаправочной станции. А вот контейнерами продолжают активно «баловаться» многочисленные петербургские предприятия. Покупают на выставке, устанавливают на закрытой территории, а потом начинают искать поставщиков топлива подешевле. И находят.

Я из леса вышел…

Стоящий на обочине бензовоз давно стал неотъемлемой частью пригородного пейзажа. Как рассказали «Нашей Версии на Неве» специалисты из сферы безопасности, с некоторых пор такие одиночки вовсю промышляют и на КАД. Остановился, отдал наличку, и шурши себе дальше. Только дурак не поймёт, что топливо у них – «левое». Обычно организованная воровская шайка врезается в один из трубопроводов, затем прокладывает отвод куда-то далеко в сторону и выкачивает топливо. Злоумышленники – это не какие-то малограмотные верзилы с коловоротами. А вполне технически подготовленные граждане, имеющие необходимое оснащение и диагностическое оборудование. Вплоть до того, что отбор дизтоплива начинается только в момент сильной прокачки в трубопроводе, чтобы было трудно зафиксировать потери. К криминальному отводу подгоняется бензовоз, наполняется и отправляется на охоту за любителями поживиться на дармовщинку.

Естественно, что врезки делаются не в чистом поле, где всё на гектар видать. Как правило, трубопровод корёжат в глухом лесу, добираясь к нему по просекам или бездорожью. Поэтому оперативно отреагировать на действия организованной шайки часто не получается, даже при своевременном выявлении, что на конкретном участке идёт несанкционированный отбор топлива.

Особенно активизируются нелегалы осенью и весной, когда их трудно обнаружить по следам на снегу или траве. По информации, например, ООО «Транснефть – Балтика», в 2014 году в Ленинградской области только силами службы безопасности этой компании было выявлено 68 врезок в трубопроводы, проходящие по территории Всеволожского, Киришского и Тосненского районов.

Именно это ворованное топливо либо оно же, разбавленное затем всякими суррогатами, и поставляется через фирмы-посредники в удачно приобретённые автотранспортными предприятиями контейнеры с выставок. Естественно, что дизтопливо отпускается в таких ёмкостях по весьма щадящей цене. Если предприятие при этом получает какие-либо компенсации из городского бюджета – разница позволяет формировать неучтённую прибыль, а если работает только за свои – снизить расценки на оказание услуг.

Чтобы не попасться на скупке краденого, в ход идёт элементарная схема, о которой нам рассказал президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин: «Преступники, незаконно забирая качественное дизельное топливо пятого класса из трубы, бодяжат его, например, с печным. А потом этот «продукт» подкрепляют документами на когда-то приобрётенную небольшую партию нефтепродуктов. И под один и тот же сертификат впоследствии продается малопонятная смесь. Поэтому комплексные проверки должны затронуть всю цепочку приобретения топлива – когда и у кого взято, сколько именно».

Руки на капот!

Весной 2014 года при ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области был создан Координационный совет по организации противодействия нарушениям, связанным с хищениями при транспортировке, хранении и переработке углеводородного сырья. Теперь бороться с нелегальным рынком пытаются сообща представители правоохранительных органов и контролирующих ведомств. Причина такого объединения очевидна – миллиарды потерянных денег становятся слишком большой роскошью для городского бюджета, а топливники, в свою очередь, вынуждены компенсировать выпадающие доходы из карманов рядовых потребителей. И то, и другое оптимизма не внушает.

По теме

Пока из десятков заведённых уголовных дел до суда доходили единицы. Вынесенные преступникам наказания в виде оплаты штрафов за приведение трубопроводов в негодность расцениваются специалистами, как издёвка. Ведь ущерб, который наносят воровские шайки экономике города, куда крупнее. А вот вопросом, кто и на каких основаниям производит и продаёт серийные контейнеры для топлива, формируя потенциальную возможность для дальнейшего расширения нелегального рынка, неплохо бы заняться многочисленным людям в погонах.

Олег Ашихмин, президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга»:

«За последние полгода в нашем городе по линии УБЭП было возбуждено 18 уголовных дел в отношении тех, кто делают незаконные врезки и торгуют крадеными нефтепродуктами. Я считаю, это очень много. На заседании штаба, которое прошло 12 декабря, полицейские рассказали о том, что на пунктах сбыта выявлено и значительное число административных нарушений.

Принято решение о том, чтобы в координационный совет, занимающийся выявлением и борьбой с незаконными торговцами, пригласить прокуратуру для координации действий при проведении комплексных проверок. Речь идёт не только о продаже нефтепродуктов из контейнеров, которые пользуются популярностью у нарушителей, – это и бочки, и автомобили, и любая несанкционированная торговля.

То есть всё, где продаётся топливо помимо АЗС – откуда у вас топливо, какие права на аренду земельного участка, соблюдаются ли технические условия к отпуску нефтепродуктов и так далее.

Сегодня автопредприятия пытаются снизить свои затраты и многие из них начинают искать выходы на поставщиков более дешёвого топлива. А это как раз и есть контрафакт, где за счёт неуплаты налогов появляется преимущество перед заводскими производителями. Оценивая ситуацию наступающего 2015 года, можно прогнозировать, что количество врезок в нефтепроводы явно увеличится, а на рынок будет выброшено ворованное качественное топливо или ещё более низкое по цене бодяжное. Так как, по оценкам экспертов, розничная цена нефтепродуктов увеличится через некоторое время на 5-6 рублей за литр из-за инфляции и заложенного Правительством РФ налогового маневра».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.01.2015 14:07
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх