// // Конфликт с Украиной ощутимо влияет на перевооружение российской армии

Конфликт с Украиной ощутимо влияет на перевооружение российской армии

2606

Газотурбинные двигатели тормозят оборонзаказ

Фото с сайта: forum.militaryparitet.com
В разделе

После почти года заявлений о несокрушимости ОПК перед лицом санкций первые лица страны впервые открыто это признали. Заместитель председателя Правительства Дмитрий Рогозин, выступая в Омске, рассказал, что Россия не может достроить надводные корабли для ВМФ из-за прекращения поставок газотурбинных установок.

Курирующий ОПК вице-премьер не стал уточнять, о каких конкретно кораблях идёт речь. В августе прошлого года Рогозин заявил, что после разрыва отношений с Украиной сборка газотурбинных двигателей для флота поручена НПО «Сатурн», чьи основные мощности сосредоточены в Рыбинске Ярославской области. Кооперацию с ним должен составить петербургский машиностроительный завод «Звезда» – на плечи ОАО возложена миссия наладить производство редукторов для установок. В начале текущего года председатель совета директоров «Звезды» Павел Плавник подтверждал, что перед предприятием стоит задача наладить производство до 2016 года. Однако, судя по омскому выступлению Рогозина, сроки сдвинулись. Вице-премьер, говоря о замещении 640 позиций, 186 из которых поставлялись из Малороссии, заявил, что результат будет достигнут лишь в 2018 году.

Собеседник «Нашей Версии на Неве», связанный с промышленной отраслью Петербурга, добавил конкретики в выступление правительственного мужа. Он отметил, что работа по созданию производства редукторов на «Звезде» пока продвигается медленно. В связи с этим обстановку на предприятии он охарактеризовал как сложную. «Проблема имеет несколько причин. Во-первых, для организации нового сложного производства трудно найти достаточно опытного и квалифицированного подрядчика, который смог бы гарантированно спроектировать и построить комплекс. Чувствуется и нехватка кадров. Тяжело продвигается сотрудничество с Минпромторгом. К тому же, проекту не хватает финансирования, а внутренних средств «Звезды», кажется, недостаточно», – сказал наш источник.

По словам другого собеседника в ОПК, оборонные заводы испытывают одни и те же проблемы в различных пропорциях. «Сегодня можно сварить «коробку» корабля, но её трудно начинить бортовыми системами и оборудованием. Подобные проблемы сегодня испытывают исполнители программы строительства многих классов кораблей и судов, в том числе, нового арктического флота: комплектующие везут из различных регионов России, но компетенция поставщиков вызывает вопросы. Необходимой обеспеченности комплектующими изделиями и оборудованием сейчас нет. Не исключено, что часть базы придётся заказывать в восточных странах, отношения с которыми не отягощены санкциями. Строить корабли и суда надо, но сами по программе импортозамещения производим ещё не всё», – посетовал он.

Третий собеседник, также согласившийся говорить лишь на условиях строгой анонимности, рассказал, что один из приостановленных заказов выполняется в Петербурге заводом «Северная верфь». «По своим техническим характеристикам корабль должен развивать скорость порядка 36 узлов. Поставить аналог можно, но тогда он будет идти со скоростью 15-18 узлов и боевую задачу не выполнит. Смысл строительства отпадает», – разъяснили нашему корреспонденту. По словам источника, санкции ударили, в первую очередь, по судостроению.

Владимир Евсеев, президент «Союза литейщиков Санкт-Петербурга»:

«Необходимость модернизации в сжатые сроки привела к переменам в господдержке ОПК за последние полгода. У власти появились реальные инструменты помощи, в том числе, финансовой. Нельзя преуменьшать значение введенных Минпромторгом программ поддержки, позволяющих представившим проекты предприятиям участвовать в конкурсах на кредитование на приемлемых условиях, получение субсидий на компенсацию различных затрат. Но всё же прежние недостатки в работе федеральных структур остаются – это формальный подход к проблемам сложного промышленного процесса и отсутствие координации при работе над комплексными заказами. Иногда создаётся впечатление, что чиновники не хотят вникать в проблемы «на земле». В то же время некоторые директора заводов боятся брать на себя обязательства без гарантий их выполнения со стороны властей – слишком высока цена ошибки».

По теме

Валерий Радченко, президент Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга:

«За последний год выросли объёмы финансирования госзаказа. Однако система авансов желает улучшения: платежи от головных структур идут максимум в размере 40-50%, но не 80%, как установлено федеральным правительством. Остаются проблемы с кредитованием. Ни одно оборонное предприятие не сможет работать под кредит в 22-24%. Год назад между Внешэкономбанком, ОАО «Звезда» и городским правительством было подписано соглашение, по которому ВЭБ собирался предоставить предприятию кредит. Сегодня на заводе собраны опытные образцы дизельных двигателей нового поколения, проведены испытания, но транш так и не перечислен. Губернатором отправлено письмо председателю Правительства Дмитрию Медведеву – результата нет. А ведь потребителями дизельных двигателей станет железнодорожный подвижной состав, морской флот, тяжёлые минские самосвалы – это большой рынок. Проблемы можно решить только усилиями властей и крупных корпораций – самостоятельно заводам с ними не справиться».

Александр Храмчихин, эксперт Института политического и военного анализа:

«Указанные Рогозиным двигательные установки используются на фрегатах. Это серии 11356 и 22350. Первую строит «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (три из шести двигательных установок из Николаева поступили на завод. Таким образом, приостановлено строительство двух уже начатых кораблей серии – «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин». Окончательное решение о закладке шестого фрегата «Адмирал Корнилов» не принято до сих пор, – Ред.). Серия 22350 поручена петербургской «Северной верфи» (два корабля серии – «Адмирал Касатонов» и «Адмирал Горшков» спущены на воду. Фрегаты «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков» в данное время строятся и ждут новостей из НПО «Сатурн», – Ред.). Аналогичные проблемы есть по вертолётам – не хватает двигателей из Запорожья. Освоить производство должно ОАО «Климов» в Петербурге. Но там производство лишь разворачивается. Насколько быстро наши разработчики справятся с задачей, можно только гадать. До определённой степени перенос сроков выполнения госзаказа скажется на обороноспособности, но мы от этого не погибнем».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.06.2015 20:22
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Новости партнеров
Еще на сайте
Наша версия на Неве - региональное приложение общероссийской газеты независимых журналистских расследований «Наша версия»
Наверх