// // Зимний "дальнобой":взгляд с обочины

Зимний "дальнобой":взгляд с обочины

611
В разделе

На прошлой неделе вдоль обочины на границе с Финляндией выстроилось немыслимое количество большегрузов: около 500 «дальнобоев» по несколько дней «загорало» под зимним холодным солцем в ожидании таможенного оформления. О том, как обустроить свой быт и не замёрзнуть в холодной кабине при 20-градусном морозе, рассказал корреспондент «Нашей Версии на Неве», который лично выехал на место событий и пообщался с замерзающими дальнобойщиками.

Работа на износ

Самая лучшая профессия – это профессия дальнобойщика: сиди весь день у кровати и смотри в окно! Это, конечно, анекдот. Но такие прелести, как романтика дальних дорог, приличная зарплата, путешествия по стране и за границей – это всё есть у водителей большегрузных автомобилей.

Как говорят сами дальнобойщики, это взгляд со стороны людей, далёких от непростой профессии. И анекдоты о ней есть иные – более жёсткие, в которых через слово – выражения непечатные. Хотя, конечно, есть и романтика, и заработки случаются, и братство дальнобойщиков – не пустые слова. Если б ещё не зима…

Она, как всегда, приходит внезапно. И дальнобойщики не меньше, чем обычные граждане, чертыхаются, если снег заряжает на неделю, а коммунальные службы не успевают вовремя вычистить дороги. Тогда на той же «Скандинавии» всем становится тесно, и на шоферской волне слышны тревожные сообщения о том, что впереди на повороте очередная авария. И хорошо, если пострадавший в ДТП транспорт не перекрыл трассу, потому что у дальнобойщиков всё рассчитано, порой до минут. Хотя, они, как никто другой, знают, что все расчёты могут полететь к чертям, если на границе – очередь.

Сообщения оттуда, как вести с фронта, как сводки Совинформбюро: «За прошедшие сутки на границе России и Финляндии из-за сложных погодных условий скопилось около тысячи большегрузных автомобилей…». Или так: «Замерзающие на российско-финской границе дальнобойщики написали письмо премьеру Владимиру Путину и генеральному прокурору Юрию Чайке…»

Из обращения следует, что простои грузовых машин на границе достигают четырёх суток, у водителей отсутствуют продукты питания, заканчивается топливо для обогрева. В условиях низких температур это угрожает жизни и здоровью дальнобойщиков, ожидающих таможенное оформление автотранспорта на границе.

Не на суровую русскую зиму жалуются водители, а просят ускорить работу таможни. Оказывается, главная причина «пробок» на пунктах пропуска под Выборгом – в медленной работе таможенных органов. От Санкт-Петербурга до пункта погрузки-разгрузки – финской Котки – каких-то 200 км, на них ушло бы не более трёх часов чистого времени. Но из-за нерасторопности таможенников и вороха бумаг, которые при этом оформляются, дальнобойщикам порой приходится томиться в ожидании по 4-5 дней.

И ночей. Без элементарных удобств. Вот тут и вспомнишь анекдот про кровать, которая всегда рядом. Она за спиной. А по правую руку – газовая плитка, на которой можно сварить суп из «бомж-пакета» и кофе покрепче. Есть телевизор, «дивидюшка», только часто на «колейке» – так дальнобойщики называют свои долгие простои в очереди на границе, не до увеселений. Особенно, если зима, за окнами – «минус 20», и к ночи мороз жмёт так, что двигатель глушить нельзя. Солярка и моторное масло не выдерживают испытания низкими температурами. Вот поэтому паяльная лампа – лучший друг дальнобойщика в пути. Без неё на сильном морозе фуру не завести. Перед пуском двигатель приходится прогревать снаружи –масло в нём замерзает. А если ещё и солярка на исходе…

По теме

Что там в плюсах-то у несведущих граждан? Романтика дальних дорог?! Присутствует романтика. Зарплаты приличные? Тоже есть. Только хозяин не будет оплачивать водителю перерасход топлива, и суточные не увеличит. Поэтому ешь, пей и спи прямо на колесах. За простои большинство водителей не получают ни копейки. Да и владельцы траков тоже. А недосыпание сказывается на здоровье. Дальнобойщики не хотят вспоминать жуткие истории о том, как их друзья не доживают до пенсии – умирают от инфарктов. Иногда – прямо на рабочем месте. Изнашиваются. Как изнашиваются в режиме «холодного пуска» и «железные сердца» большегрузных автомобилей.

Жизнь в «колейке»

Дядя Вова – один из многих «романтиков с большой дороги». Баранку крутит четверть века. Последние пять лет – на своей «скамейке», так на шофёрском жаргоне называется автомобиль Scania. Дядю Вову с трудом удалось разговорить. На разных языках не так просто общаться. Язык дальнобойщиков знаком не каждому, а только посвящённым.

Дядя Вова устало вздыхает и говорит непонятными словами: «колейка», «продвижка»… С трудом удаётся выпытать у него определения. Оказывается, всё просто: «колейка» – очередь, а «продвижка» – это движение в «колейке». И добавляет: «Скамейку» жалко…» Ну, тут более-менее понятно: какой водитель свою машинку не жалеет?! И всё же – почему жалко? «Холодный пуск» каждые два часа – вот почему. Вопрос о тахографе – приборе, который фиксирует все действия водителя – время в пути и время отдыха, и обмануть который нельзя, дядя Вова пропускает мимо ушей. А потом возвращается к нему, и, усмехнувшись недобро, переспрашивает:

– Да о каком режиме труда и отдыха говорить?! По идее, в «колейке» не то что поспать полноценно – покемарить и то не получается порой! Ведь что такое «колейка»? Это очередь, а очередь, хоть и медленно, но двигается. А ты один в кабине, без напарника. Вот такой режим труда и отдыха.

Если по уму и по правилам, то тахограф служит контролером. Невыспавшийся водитель за рулем – это опасность. Дядя Вова вспоминает, что в советские времена дальнобойщики по одному не работали, только парой. И на работу эту было сложно устроиться. Нужно было для начала опыт за баранкой попроще получить, и обязательно вступить в партию!

Сегодня экипажи из двух водителей тоже встречаются, но редко. Рынок диктует свои условия. Два водителя в экипаже – это уже роскошь! И платить двоим надо, а это уже расходы, на которые хозяин не согласен. Порой за рулём сам хозяин и есть, как вот наш знакомый дядя Вова.

Свою работу он любит. Привык уже вот так, на колёсах, порой без сна и отдыха. И вообще, несмотря на то, что на границе опять «колейка» неслабая, жить можно, потому что «продвижка» за «продвижкой» – и ты всё ближе к цели, и очередь когда-нибудь кончится. И хоть мороз жмёт, и темень непроглядная, ты всё равно чувствуешь, что рядом такие же дальнобойщики со своими верными «скамейками», «американцами», «татаринами», «овечками», «мазуриками» и «людоедами». И за промерзшим окном – Европа, а не затерянная в тайге трасса, где серьёзная поломка может привести к смерти машины и водителя. Сколько раз каждый из них ходил по самому краю…

В такой ситуации бывал каждый дальнобойщик. И хоть машины у них сегодня надёжные, современные, но морозы-то по-прежнему – русские! И греясь в «колейке» чайком-кофейком, водитель мечтает о том, чтобы поскорее кончилась зима. И Финляндия – хоть и Европа, по словам дяди Вовы, «недалеко от России ушла»: тот же снег, тот же лёд… Вот только почему-то и светлее у них на той стороне границы, и трасса от снега убрана, и таможенники финские «шустрее наших».

Как говорит дядя Вова, дело в менталитете. Он уверенно выговаривает трудное слово, и объясняет его:

– Финны – трудяги. Кто сказал про них, что они «тормоза»? Неправда это. А вот наши таможенники работают по принципу: солдат спит – служба идет! То курят, то кофе пьют…

«Дальнобой» – дело не женское

Судя по тому, что на состоявшемся на днях в Москве съезде Российского Союза промышленников и предпринимателей премьер Владимир Путин в своём выступлении высказался за упрощение таможенных процедур, письмо дальнобойщиков до него дошло. «Кабинные революционеры» очень надеются на то, что их всё же услышат. Ведь поток транспорта через российско-финскую границу не становится меньше, а значит, надо думать о том, что завтра ситуация сама по себе не изменится к лучшему. Причина приграничного коллапса известна – недостаток таможенных кадров. И кивать на снежную и морозную зиму не стоит, так как «колейки» – явление отнюдь не сезонное. Летом снега нет, а очереди – есть!

А между тем, российские таможенники, сваливающие всё то на холод, то на жару, уступают финским соседям в скорости оформления одного автомобиля в 4 раза: на нашей стороне на одну машину уходит не менее 20 минут, в то время как финские таможенники справляются за 5.

Дальнобойщики лучше любых экономистов понимают, что необходимо увеличивать пропускную способности нашей таможни. Нужно либо ещё строить погранпереходы, либо расширять возможности старых. А ещё водители-дальнобойщики считают, что если вынудить заказчиков, экспедиторов, грузовладельцев включать в условия договора перевозки и оплачивать водителям легальные «командировочные» и «простойные», то ситуация для всех станет более понятной.

Простои на границах наносят большой убыток российскому бюджету, а водители-дальнобойщики, несмотря на большую любовь к дороге и большой машине, всё чаще и чаще уходят из этого бизнеса. Кстати, нередко они ищут счастья в этой же сфере, но за границей. Поговаривают, что за океаном это очень уважаемая и высокооплачиваемая профессия. Там даже можно встретить за рулем женщину-дальнобойщицу. Представить даму в русской зимней «колейке» очень сложно. Она, хоть, и коня на скаку, и в избу горящую может, но российский «дальнобой» – дело совсем не женское. Остается смотреть на него с обочины, и молиться за настоящих мужиков, за дядю Вову.

Р.S. Сфотографировать себя дядя Вова не разрешил. Сказал: «Мне тут ещё работать». И фамилию свою не назвал. «Дядя Вова – да и всё! Меня тут все и так знают!»

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.04.2012 16:45
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх