Бесспорно, трамвай один из символов Петербурга: здесь разворачивалось действие рассказов Зощенко, на трамвае удирал от погони Данила Багров – да мало ли? Любые новости, связанные с ним, вполне ожидаемо порождают бурю споров.
Казалось, известие о том, что в течение ближайшего десятилетия город рассчитывает поменять 350 трамваев, протеста вызвать не должно. Но получилось иначе. Хотя проблема, откровенно говоря, назревшая. В годы правления Валентины Матвиенко самый экологичный вид транспорта если не убивали, то делали всё возможное для приведения его в некондиционное, гибельное состояние. Вернуться на исходные уже не получится. Накопилось множество проблем. И как разрешать таковые – твёрдого понимания у Смольного, по всей видимости, нет.
Тем не менее, Георгий Полтавченко в статусе врио озвучил сумму вливаний в трамвайное дело – 2,1 млрд рублей (вчетверо меньше, чем означенная стоимость обновления парка автобусов и почти в десять раз меньше – стоимости обновления вагонов метрополитена). Собственно о том, что это будет за транспорт, известно стало достаточно давно – ещё три года назад. 14 июля компания «Alstom» (Франция) и отечественный «Трансмашхолдинг» представили 175-местный трамвай, изготовленный в соответствии с требованиями, предъявляемыми российскими условиями эксплуатации. Производить новинку решили на базе «Октябрьского электровагоноремонтного завода».
Вскоре нашлись недовольные решением Георгия Сергеевича. Среди них – небезызвестное движение «Красивый Петербург». По мнению представителя организации, Смольный не исполнил прошлогодние обещания и отказался от спасения петербургского трамвая. Разобрались с экономикой. По подсчётам критиков Полтавченко, на заявленные 2,1 млрд рублей возможно будет купить всего лишь 35 новых составов. Для примера: парк «Горэлектротранса» насчитывает 750 единиц техники, износ которой составляет более 60%. Активисты год назад обращались в Комитет по транспорту. На официальный запрос последовало обещание: определённые средства на замену состава будут выделены из федерального бюджета. Теперь борцы за петербургский трамвай убеждены: обещанный «комплекс мер по обновлению подвижного состава городского электрического транспорта» нацелен на уничтожение трамвайного движения в Петербурге».
В ближайшее время врио губернатора будет отправлена настоятельная просьба – пересмотреть утверждённый проект обновления парка электротранспорта. Будет поднят и вопрос о выкраивании из бюджета средств, существенно больше заявленных.
К сожалению, и власти, и общественники (включая пресловутый «Красивый Петербург») стараются в упор не замечать инфраструктурные проблемы. Кто станет возражать – Петербург без трамвая немыслим. Но любая традиция должна быть гармонично интегрирована в современную городскую среду. В противном случае она становится сплошным неудобством, помехой. Довольно неоднозначная ситуация складывается и с электротранспортом. С одной стороны, есть группа населения (в основном – люди среднего и пенсионного возраста), среди которой трамвай востребован.
С другой, практически пользоваться им крайне тяжело. Адекватные перемещения доступны либо ранним утром, либо поздним вечером, когда пробки рассасываются. А принятая в Европе практика, когда уличный поезд осуществляет движение по выделенной полосе, у нас прижилась лишь местами. В Петербурге днём ему приходится продираться сквозь забитые машинами пути. Яркий пример – Средний проспект В.О. и Кадетская линия. Пользоваться услугами трамвая в пробочные часы могут либо люди, находящиеся в вынужденном положении, либо мазохисты, сносящие духоту и не дорожащие своим временем. Без преувеличения: сказать, когда трамвай доберётся до какой-либо остановки, физически невозможно. А по факту – на преодоление нескольких километров уходят часы.
Впрочем, дискомфортом перемещения сложности, увы, не исчерпываются. Нередко доводится видеть парализованное движение после ДТП с трамваем. Буквально на днях очередная авария произошла на пересечении Уральской и Наличной улиц: грузовик столкнулся с общественным транспортом. Даже несмотря на сравнительно позднее время происшествия (около 21:30) образовалась большая пробка. Если не разрешать вопросов, связанных с инфраструктурой, выводить трамваи на выделенную полосу, имеет ли смысл вкладывать в обновление парка миллиарды? Совершенно точно: найди Георгий Полтавченко рецепт по оздоровлению дорожного движения, число его симпотизантов возросло бы значительно.