// // Освоив миллиарды на морезащитной стройке, клан Коганов-Свердловых ведёт наступление на исторический центр Петербурга?

Освоив миллиарды на морезащитной стройке, клан Коганов-Свердловых ведёт наступление на исторический центр Петербурга?

1097

Пожиратели дамбы

2
В разделе

Ознакомившись с финансовыми документами строительства знаменитой петербургской дамбы, аудиторы Счётной палаты были весьма удивлены. За те пять лет, в течение которых работами руководила команда бывшего хозяина петербургского «Промстройбанка» и банка «Санкт-Петербург», а ныне главы департамента Министерства регионального развития Владимира Когана, стоимость проекта выросла без малого вдвое – с 55 до 109 миллиардов рублей.

Таков промежуточный финал истории, начавшейся в конце 2004 года, когда, продав 75 % акций «Промстройбанка» госбанку «ВТБ», Владимир Коган вошёл во вкус столь прибыльной службы государству и возглавил дирекцию комплекса защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений. Затем Владимира Игоревича назначили заместителем руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой), где он подписывал документы по финансированию всё той же дамбы.

Сначала практическим исполнением морезащитных планов Когана на местах занимался его двоюродный брат Юрий Свердлов. Этот относительно молодой человек не вылезал с дамбы несколько лет, но затем двое уважаемых родственников, по слухам, не сошлись относительно некоторых цифр, реализации которых в ходе ударного освоения сметы Коган ждал от Свердлова. С той поры пути братьев разошлись, и некогда монолитный клан перестал быть единым.

Впрочем, процессу это не помешало – ведь вся техника операции закапывания денег в песок находилась в руках верного Когану опытного строителя Владимира Щекачихина, который по распоряжению главы российского правительства в 2006 году стал главой дирекции. В последнее время этот орган был переименован в дирекцию КЗС Минрегионразвития, причём от министерства дамбу по-прежнему курировал чиновник Коган.

Дополнительный попил

Вскоре после прихода господина Когана на дамбу журналисты отметили, что нового начальника почему-то не устроили компании, успешно выполнявшие работы по возведению защитного комплекса. Поскольку никаких явных претензий высказано не было, поневоле возникло предположение, что новые фирмы привлекаются, прежде всего, для освоения значительно раздутого бюджета.

В итоге были пролоббированы дополнительные соглашения, которые привели к резкому удорожанию стоимости работ нужных компаний. Согласно отчёту аудиторов, в результате подобных операций цена заключённых контрактов подскочила с 45,2 до 71,9 миллиардов рублей.

Внешне всё выглядит пристойно. ОАО «Метрострой» и связанное с ним ЗАО «Компакт» 4 июля 2006 года подписали договор №0301/08 на сумму 9863 миллиона рублей 90 копеек. Но затем появились допсоглашения, и цифра по тем же работам увеличилась до 27891 миллиона рублей 60 копеек, то есть почти втрое! Вероятно, это был приятный сюрприз для генерального директора «Метростроя» Вадима Александрова, о 70-летии которого петербуржцам недавно сообщали развешанные по городскому метрополитену помпезные билборды. Ну и номинальный хозяин «Компакта» Клименти Касрадзе, наверное, тоже оказался доволен.

Та же картина наблюдается и в договорах, которые Щекачихин заключил с ЗАО «Атомстройэкспорт» 22 июня и 4 июля 2007 года. В результате дополнительных соглашений услуги компании подорожали с 14851 миллиона рубля 80 копеек до 21 713 миллионов рублей 40 копеек.

Чего не заметили счётчики

Однако счетоводы фиксировали далеко не все странные бумаги. Например, не был детально проанализирован контракт от 10 октября 2008 года, согласно которому ООО «Центр-Инвест-Строй» должно возвести для дирекция КЗС Минрегиона специальный административный особняк в Кронштадте, оцененный в 1 миллиард 118 миллионов 663 тысячи 313 рублей 84 копейки.

По теме

Для чего эффективному менеджеру Щекачихину такие хоромы? Для ещё более лучшего управления дамбостроением? Но этим хлебным процессом без чрезвычайных происшествий руководят уже не первый год. Действительно ли VIP-дворец так нужен, а если да, то нельзя ли было решить вопрос чуть подешевле? Аудиторы этого так и не выяснили.

Не соизволили они и проверить слухи о стоимости песка, предназначенного для засыпки прорана между Бронкой и Кронштадтом. Мы, конечно, свято верим в кристальную честность дамбостроителя Щекачихина. Нельзя же, в самом деле, считать, что нахождение на свободе этого гражданина – вовсе не его заслуга, а чья-то недоработка. Но если, например, в аналогичный по размерам проран засыпать песка в четыре раза меньше, чем записать по документам, то разница при грамотной финансовой схеме может достигнуть суммы около 10 миллиардов рублей. Насколько нам известно, Счётная Палата или правоохранительные органы фиксацией точного количества засыпанного пока не занимались.

Было бы столь же интересно проверить, что из себя представляет ООО «Дорожная строительная компания», завершавшая кольцевую автодорогу на этом участке. Удивляет лёгкость, с какой несколько тендеров на общую сумму более 9 миллиардов рублей выиграла фирма из посёлка Кесова Гора в Тверской области. Да и сама формулировка заказов, начинающаяся со слов «завершение работ», вызывает не самые приятные мысли. Например, о проверенной методике, позволяющей списать под такое «завершение работ» (то есть разбивку газонов, уборку мусора, устранение мелких недоделок и прочее наведение красоты) суммы, сравнимые со всеми этими работами.

Не менее важно понять, кому принадлежит кипрский оффшор, который напополам с франко-голландской «Винси-Боскалис» владеет одним из основных подрядчиков стройки на дамбе – ООО «Мортехника». Зачем он вообще нужен? Наверное, европейцы справились бы и сами, но где тут интерес российской стороны? Может быть, наличие загадочной фирмы позволяет канализировать нужную долю закачанных в «Мортехнику» бюджетных денег в чей-то очень глубокий частный карман?

Чужие здесь не ходят

Ещё менее приятные мысли возникают, когда видишь, что менеджеры дамбы сплошь и рядом оказываются старым деловыми партнёрами, сплотившимися ещё в суровые 1990-е.

При проверке Владимира Щекачихина по учётам МВД того времени выявляется довольно странная для госчиновника информация. Например, нам бы очень хотелось понять, не проходил ли Владимир Иванович в 1994 году по уголовному делу? Не получил ли будущий дамбостроитель тогда же судимость по итогам расследования? А если всё же получил, то знали ли об этой истории, помимо его покровителя Когана, другие государственные руководители, которым поручено охранять дамбу от криминала? Редакция очень надеется, что глава дирекции КЗС расскажет обо всём подробно.

Не лишним будет изучить и коммерческие вопросы. Например, 15 ноября 1993 года Владимир Щекачихин отметился в качестве учредителя и руководителя АООТ «ЛенСМУ», а 26 апреля 1996 года – ООО «Лимб». В обоих случаях другим сособственником оказался нынешний завотделом ВНИИГ имени Веденеева «Научно-техническое обеспечение эксплуатации комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений» Антон Василевский.

Похожая картина наблюдается в ЗАО «Стройкрансервис», через которое ведомство Щекачихина вывело финансирование по нескольким подрядам на общую сумму более 1,4 миллиарда рублей. Генеральный директор «Стройкрансервиса» Александр Клюг работал в ГУП «Ленгидроэнергоспецстрой» вместе с первым строителем дамбы Юрием Севенардом – старым приятелем Щекачихина.

Свои люди обнаружились и в упоминавшемся выше ООО «Центр-Инвест-Строй», получившем первый в своей истории крупный государственный контракт на возведение кронштадтской виллы дирекции КЗС. Формальный владелец ООО Сергей Казанир входит в руководство ООО «Папирус», принадлежащее Владимиру Исааковичу Свердлову. Этот достойный человек был зарегистрирован по одному адресу со своим сыном Юрием Владимировичем Свердловым, который, как уже говорилось, доводится Владимиру Игоревичу Когану двоюродным братом.

По теме

Бизнесмены Свердлов и Щекачихин немало способствовали продвижению на дамбу метростроителя Александрова. Как известно, ведущим акционером руководимого им ОАО «Метрострой» являлись Промстройбанк Когана и ЗАО «БФА». Супруга Владимира Игоревича Людмила сейчас трудится генеральным директором концерна «БФА-Девелопмент», а последнее через ООО «Петровский литтл трэйд хаус» вроде бы должно принадлежать лично чиновнику Владимиру Когану.

Чужим здесь появляться опасно, что наглядно показал конфликт с финской компанией «Контейнершипс Ою» и контролируемым ею ООО «Моби Дик». В ходе возведения дамбы, помимо освоения бюджета, решалась не менее выгодная задача перераспределения земли, задействованной под проект. Строительство финнами транспортно-погрузочного терминала на дамбе вызвало недовольство не увидевшего своей выгоды клана, и дело дошло до попыток решения вопроса силовым путём. Главе «Контейнершипс» Киммо Нордстрему удалось отбить имущество, лишь передав половину «Моби Дика» федеральным олигархам, сумевшим договориться с дамбостроительной семьёй сугубо по понятиям.

«Мы можем всё!»

…Разбираясь в этой бесконечной паутине отцов, детей, братьев, сватьев и проверенных бизнес-партнёров, понимаешь, что компании со стороны пролезть через неё не проще, чем библейскому верблюду протиснуться через игольное ушко. Предложи она хоть наивысочайшее качество по самой низкой цене, всегда найдётся родной человечек, который запросит за те же услуги ещё меньше, законнейшим образом выиграет тендер, а потом возьмёт втрое через дополнительные соглашения. И, наверное, честно поделится.

Возможности Когана, Щекачихина, Александрова и прочих освоителей сметы растут с каждым днём – петербургский успех на дамбе они готовы повторить в Москве. Через другую близкую к Владимиру Когану компанию «Центрстрой» начато поглощение «Мосметростроя» – завершение данной операции означает переход под контроль клана гигантского бюджета строительства столичного метрополитена. Попытки сопротивления не имеют результата – на прошлой неделе арбитражный суд надолго отложил иск о недействительности сделок по «Мосметрострою». Ну как тут не поверишь человеку с голосом, похожим на свердловский, который в эпоху дружбы с Коганом, если верить СМИ, прославился чеканными фразами «Госстрой – это я!» и «Мы можем всё!»

Хотелось бы верить, что это «мы» не относится к руководителю президентской администрации Сергею Нарышкину, которого иногда подозревают в особом благоволении к клану. Конечно, в жизни Сергея Евгеньевича был период, когда он возглавлял отдел внешних инвестиций в когановском Промстройбанке, но мы уверены, что на него, наверное, старательно клевещет кто-то из врагов.

Справка

Куда инвестируется освоенное

Хотя сейчас Юрий Свердлов отошёл от морезащитных дел, но зато заседает в Государственной Думе, в должности зампреда Комитета по строительству и земельным отношениям. Прославился там этот гражданин главным образом предложением упростить процедуру публичных слушаний по внесению изменений в генеральные планы развития городов федерального значения, включая Санкт-Петербург. Хлопоты народного избранника понятны. Ведь как раз сейчас в городе раскручивается очередной скандал, связанный с уплотнительной застройкой в историческом центре. Возводя семиэтажное здание на 4-й Советской улице, 9, ООО «Северная Эстейт» лишает дневного света обитателей соседних домов. Что хуже всего, перекрыт доступ к квартирам пожарных машин и «скорой помощи». По странному стечению обстоятельств, управляющим «Северной Эстейт» оказался Владимир Свердлов. Сама же фирма принадлежит ОАО «Птицефабрика «Северная», генеральным директором которой ранее являлся его сын Юрий Свердлов.

Полный вариант текста напечатан в газете "Наша Версия на Неве" № 168, 14 - 20 марта 2011. Фото "Интерпресс"

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.03.2013 19:49
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх