// // Загадка причала СВ-16М

Загадка причала СВ-16М

1018
В разделе

В петербургском порту порой происходят события странные и мистические, объяснить которые кроме как вмешательством потусторонних сил затруднительно

Эпицентром несчастий, с завидной регулярностью обрушивающихся на одну из крупнейших в порту бункерных компаний, судя по всему, является арендуемый ею причал на территории «Северной верфи». История этого объекта такова, что впору говорить о наложенном на него проклятии, снять которое под силу разве что какому-нибудь потомственному шаману или прокуратуре.

Споры по поводу возможных причин возникновения нефтяного пятна в районе Свердловской набережной в очередной раз привлекли внимание к проблеме загрязнения городской акватории нефтепродуктами, источником которого обычно являются либо городские предприятия, либо проходящие по Неве суда. Весьма показательным в этом контексте является инцидент месячной давности, произошедший в петербургском порту и не вызвавший на тот момент значимого резонанса, если не считать нескольких публикаций в СМИ. Речь шла о проверке танкера «Гогланд» – принадлежит крупному бункерному оператору ООО «Контур СПб», – который якобы был задержан с грузом топлива, в два раза превышающим официально разрешенную грузоподъёмность для судов подобного типа, что является серьезным нарушением правил перевозки опасных грузов.

Официального подтверждения информация не получила, и тема заглохла. Тем не менее, в компании «Контур» согласились дать комментарий, из которого стало ясно, что реальность оказалась куда причудливей самых смелых предположений коллег журналистов. По версии компании, которую нет оснований подвергать сомнению, 7 февраля на «Гогланд» было загружено порядка 1000 тонн топлива, что не было нарушением, поскольку танкер использовался как накопитель. Здесь стоит оговориться, что превышение официального дедвейта является нарушением независимо от того, выходило судно в акваторию или стояло у стенки, но не будем придираться к мелочам. Замеры, проведенные 9 февраля при бункеровке «Гогландом» теплохода «Майерск-Валетта» показали, что было отгружено 300 тонн мазута, а остаток составил около 20 тонн.

В «Контур СПб» уверяют, что остальное топливо еще 7 февраля было перегружено на другой танкер компании – Волгонефть 41. Но подобная операция требовала передислокации одного из судов, что невозможно без разрешения капитана порта. На сайте же портовой администрации никакой информации о передвижении судов в районе арендуемого компанией причала СВ-16М, где был пришвартован «Гогланд», нет. Это, естественно, требует дополнительной проверки, но пока получается, что не менее 700 тонн мазута просто испарились прямо из танков, что уже попахивает чертовщиной. Впрочем, дальнейшие поиски показали, что в истории причала СВ-16М, расположенного на территории завода «Северная верфь», случались вещи и похлеще.

Так, например, весной прошлого года в акватории чудесным образом воздвиглись четыре пала (специальные стальные опоры для швартовки судов). В результате длина причального фронта была увеличена более чем в шесть раз — с 33 до 213 метров, что позволило производить швартовку одновременно пяти судов. Чудесность же ситуации связана с тем, что палы были возведены без проведения обязательных в таких случаях инженерных изысканий и государственной экологической экспертизы проектной документации, что стало основанием для отказа в согласовании проекта ФГУ «Росморпорт». Кроме того, как следует из документов, два пала были возведены за границами акватории, закрепленной за причалом СВ-16М по договору водопользования. Это не помешало администрация порта подписать декларацию о готовности объекта к эксплуатации. А номинальному заказчику строительства – ООО «Западный терминал», на чьём балансе находится причала, и арендатору – ООО «Контур СПб», за чей счет и проводилась реконструкция, это позволило сэкономить минимум год времени и 8-10 млн. рублей (стоимость экологической экспертизы).

По теме

Впрочем, все это можно было бы счесть добрым предзнаменованием, если бы «чудом» не заинтересовались контролирующие органы, которые вдобавок обнаружили, что у «Контур СПб» отсутствует заключение государственной экологической экспертизы на осуществление на причале хозяйственной деятельности по перевалке нефтепродуктов. Кроме того, неизвестно насколько столь эфемерные конструкции смогут выдержать столкновение с суровой реальностью, особенно учитывая тяжелейшую ледовую обстановку в порту. А ведь к палам швартуются гружёные нефтью суда, и возможные последствия их повреждения спрогнозировать трудно…. Тем более, что арендаторам этого причала катастрофически не везет.

Например, осенью 2002 года в районе причала произошло возгорание нефтепродуктов на нефтеналивной барже «Гага», в результате которого в акватории оказалось порядка 1500 тонн мазута и дизтоплива, большая часть которого осела на дно. Эта авария стала одной из самых крупных в истории порта, а владельцу баржи – компании «Орлан-Эко», правопреемником которой является «Контур СПб», пришлось отбиваться от финансовых претензий ГУП «Пиларн», занимавшегося ликвидацией последствий ЧС. В том же году на причале произошел разлив нефтепродуктов вследствие разрыва шланга при проведении погрузочных работ на танкере «Смольный».

Постепенно вирус невезения, похоже, распространился и на другие объекты «Контур СПб». В чавстности, в конце 2010 года решением суда был наложен запрет на проведение погрузочно-разгрузочных операций с нефтепродуктами на арендуемом «Контур СПб» причале 10-К, опять же в связи отсутствием заключения государственной экологической экспертизы. А если вспомнить судьбу фактического владельца ООО «Западный терминал» (балансодержателя причала СВ-16М) бизнесмена Виталия Архангельского, впору запасаться святой водой для отпугивания злых духов.

Остается надеяться, что мистики в этой истории смогут убавить контролирующие органы, ответы которых на наши запросы мы опубликуем в следующих номерах.

Справка

По данным Комитета по экологии и охране окружающей среды Петербурга в 2009 году аварийными службами был ликвидирован 101 нефтеразлив на судоходной и несудоходной акватории (в 2008 году – 68 нефтеразливов) и собрано 42,5 тонн нефте-водяной смеси (в 2008 – 33 тонны). В период навигации 2009 года датчики системы лидаров на пленку нефтепродуктов срабатывали 540 раз на незначительные загрязнения акватории Невы. Данных за прошлый год пока нет, но по состоянию на 15 сентября 2010 г. с акватории было собрано 55,15 тонн нефте-водяной смеси, так что негативная динамика очевидна.

Александр Зосимов

Полный вариант текста напечатан в газете "Наша Версия на Неве" № 169, 21 - 27 марта 2011

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.03.2013 19:49
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Новости партнеров
Еще на сайте
Наша версия на Неве - региональное приложение общероссийской газеты независимых журналистских расследований «Наша версия»
Наверх