Версия // Власть // 1000 поправок

1000 поправок

1596
В разделе

Депутаты Государственной Думы намерены принять закон «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации» во втором чтении вскоре после возвращения с парламентских каникул. Многие нормы права, действующие в стране с советских времён, будут подвергнуты принципиальным изменениям или, как говорят юристы, новеллам.

А пока многочисленные поправки «обкатываются» в регионах на адвокатах, судьях и нотариусах. Одно из таких обсуждений прошло недавно в Новгородской области. Здесь региональное отделение «Ассоциации юристов России» возглавляет депутат Госдумы Сергей Фабричный, который, к тому же, входит в рабочую группу по изменению четвёртой части Гражданского кодекса. Но если он для новгородских юристов – человек свой, то Лидия Михеева, заместитель руководителя Исследовательского центра частного права при Президенте РФ, – птица высокого полёта, неожиданно залетевшая в провинцию фактически из Кремля. И надо же, вместо длинных казённых фраз, которыми обычно изъясняются представители этого цеха, гостья излагала юридические нормы образно и с юмором, как хороший рассказчик, которого интересно слушать профессионалам и любителям. Как будто юриспруденция – это не комплексная наука, изучающая сущностные свойства государства и права, а коллекция непридуманных ситуаций и неожиданных курьёзов. Профессор Михеева стала основным докладчиком на региональной конференции.

Моё слово – как дал, так и взял…

Вот, например, сделки. Куда мы без них? А ведь в новом Гражданском кодексе положения об условиях совершения сделок существенно изменяются. Правовой защите не будут подлежать те из них, которые заключены под воздействием одной из сторон. На то, чтобы ввести эту норму, как невзначай заметила Лидия Михеева, у разработчиков ушло полгода.

Предполагается, что согласие на совершение сделки может стать предварительным или последующим. Скажем, предварительное действует до занесения сделки в реестр (а скоро все они будут заноситься в единую базу данных). При этом, молчание не считается согласием на сделку или её одобрением. А если она совершена с нарушением норм законодательства, то, в соответствии с поправками, будет расцениваться не как ничтожная, а как оспоримая.

Ещё одна новелла разработчиков вызвала настоящее возмущение банкиров. По словам Лидии Михеевой, это произошло на совещании в Минэкономразвития РФ. Речь шла о том, что любая оговорка, описка или опечатка должны стать существенными условиями для совершения сделки. Но, похоже, по-настоящему испугались представители банкирского сообщества, узнав, что предлагается ввести положение о защите граждан, когда их принуждают подписывать договорные обязательства. Законопроект уточняет правила так называемых «кабальных» сделок и трактует – можно будет оспорить сделку, если она совершена на невыгодных условиях, по легкомыслию, слабоволию или неопытности в делах.

– Стойте, стойте! – закричали банкиры, – а как же кредиты? Большинство граждан как раз и берёт деньги на таких условиях и по неопытности или слабоволию…

Окончательно огорчились легальные ростовщики, когда услышали, что в Гражданском кодексе будет закреплена ответственность перед заёмщиком при предоставлении потребительского кредита. Банкиров обяжут раскрывать информацию о стоимости такого заимствования, а гражданин может отказаться от чрезмерно «дорогих» денег, и вернуть взятую сумму в течение двух недель бесплатно.

По теме

Ты мне доверяешь?

Ох уж эти доверенности. Настоящие и липовые. Действующие и просроченные… И до них добрался закон. В новой редакции Гражданского кодекса предполагается, что если доверенность отменена, то её следует вернуть. Собственно говоря, эта норма действует и сейчас, но ни один нотариус, которому предъявлен отозванный документ, не сможет выяснить – а нужно ли слепо доверять бумаге?

Чтобы разобраться с этим делом раз и навсегда, каждая выданная доверенность будет учитываться, а сведения – публиковаться в специализированном издании или электронном ресурсе, наподобие объявлений о банкротстве. Тогда любой нотариус, прежде чем заверить действие с предоставлением доверенности, станет заглядывать в «шпаргалку».

Отдельные представители юридического сообщества убеждали разработчиков законопроекта, что настало время вводить безотзывные доверенности – иначе говоря, вечные. По словам Лидии Михеевой, пришлось подробно знакомиться с зарубежным опытом. В результате выяснилось, что такие доверенности действуют только в нескольких странах, а далеко не повсеместно. Когда поправки в Гражданский кодекс вступят в силу, правом выдавать безотзывные доверенности станут обладать только юридические лица или индивидуальные предприниматели, но никак не граждане. И тогда уже – обратной дороги нет…

Давность – не вечность

Спорить с таким тезисом трудно, но именно оговоренный срок давности периодически позволял хитрецам уходить от ответственности, а доверчивым людям – оказываться в дураках. Тут ведь для одних главное – тянуть время, делать длительные перерывы в судебном процессе, а другим – поскорее завершить тяжбу. Теперь предложено считать, что если давность исчисляется тремя годами, то срок рассмотрения спора в целом может составить десять лет.

А вообще, максимальный срок приобретательной давности, по новому закону, – это тридцать лет. По их истечению все грехи будут прощены. И даже преступник получит возможность оформить право собственности на украденное имущество, если в течение трёх десятилетий оно не было возвращено на место.

– Да как вы такое написали, – возмутился министр юстиции Александр Коновалов, заглянув в законопроект.

– Это практика Запада, – парировали разработчики.

А всё потому, что в законопроекте значительно расширены личные права граждан. Например, человек сможет указывать в документах любое место жительства. Чётко определит Гражданский кодекс и кого следует считать семьёй – не каких-нибудь троюродных родственников, по воле судьбы или случая совместно проживающих на квадратных метрах. Семья – это те, кого ты обязан по закону содержать.

Нотариат – в гражданский оборот

Когда-то, двадцать с лишним лет назад, все нотариальные конторы были государственными. Многочисленные граждане томились в плохо освещённых коридорах в ожидании минутной аудиенции. Потом нотариат стал делом частным, но всё-таки отчасти поднадзорным со стороны государства. Но теперь этот публично-правовой институт подвергнется реформированию. А нотариусы должны будут выполнять функцию «единого окна» – то есть, проверять полномочия обеих сторон сделки, получив всю необходимую информацию по ней. Если же потребуется оформлять объект недвижимости, то запросят необходимые сведения в Росреестре. Более того, нотариус будет отчасти выполнять обязанности по хранению денег или их размещению на специальном счёте, пока не будет завершён переход права.

Как заметила Лидия Михеева, реформирование приведёт к тому, что лица, имеющие официальное право заверения подлинности документов, будут нести ответственность не только своим личным имуществом, но и за счёт страховых фондов на уровне федеральных и региональных нотариальных палат. А это, как считает заместитель руководителя Исследовательского центра частного права при Президенте РФ, должно способствовать искоренению рейдерства и «чёрного риелторства».

По всей вероятности, та часть реформы, которая затрагивает нотариальное сопровождение сделок с недвижимостью, произойдёт еще нескоро. Так как возвращение нотариата в гражданский оборот предусматривает соблюдение жёстких условий по обеспечению конфиденциальности, защите информации, а также специальных требований к помещениям, где должны работать такие организации.

По теме

Вопрос оборота жилой недвижимости предполагается ещё раз отдельно рас-смотреть на рабочей группе, которая подготавливает законопроект ко второму чтению, поскольку периодически возникают скандальные случаи продажи квартир вместе с несовершеннолетними детьми. Хотя, как показывает практика, все эти инциденты возникали, когда покупатель не считал должным побывать на объекте недвижимости, чтобы убедиться в отсутствии там несовершеннолетних.

Шоры на оффшоры

Но есть то, в чём разработчики законопроекта потерпели полный крах. В этом вынуждена была признаться Лидия Михеева. Это оффшоры. Как будут отвечать перед правосудием их истинные владельцы, так и осталось неизвестным.

Несмотря на иностранные названия компаний, за подобными юрлицами часто стоят российские граждане. Кто-то таким образом легализует свои доходы, приобретая дорогую недвижимость в личных целях, а кто-то встраивает оффшоры в бизнес-схемы, выводя капитал за рубеж. Разработчики хотели внедрить норму, чтобы оффшоры, приходя в Россию, уведомляли о своих бенефициарах. И только.

Ожесточённые споры на этот предмет продолжались в течение года. А затем, как вздохнула профессор Михеева, очень важные должностные лица настояли на том, что оффшоры должны остаться тайными. Иначе, мол, будет закрыт путь иностранным инвестициям.

По мнению Сергея Фабричного, в общей сложности к рассмотрению законопроекта во втором чтении подготовлено 1000 замечаний. Поправки больше не принимаются, но есть такая форма как выступление депутата на пленарном заседании Госдумы. Это позволяет ещё немного подкорректировать итоговый документ. С учётом того объёма предложений, которые уже поступили в парламентский комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, скорее всего второе чтение законопроекта состоится в осеннюю сессию.

Константин Демидов, Ассоциация юристов России:

«Позволю себе высказать немного критики в адрес разработчиков законопроекта. Предлагаемые нормы приведут к тому, что купить жильё на вторичном рынке будет очень и очень опасно. Потому что появляется институт защиты вещных прав, по которому могут прийти какие-нибудь родственники, кто даже не были зарегистрированы в квартире, но определённый период времени проживали в ней. Мы ещё хлебнём проблем, если законопроект примут в таком виде.

А уж если теперь сделки с недвижимостью подлежат нотариальному оформлению, то насколько кристально чистыми должны быть нотариусы! И кому быть подконтрольными – ФСБ?

И немного об охране личных прав граждан. У нас сегодня персональные данные не должны разглашаться. Государство установило жёсткие требования к правилам их хранения, а за нарушение определило штраф – в размере до миллиона рублей. Представляете, пойдут контролеры в разные ООО, крохотные совсем, и начнут наказывать на миллион. Я уже молчу о том, что не нарушив этот закон, нельзя даже подать иск в суд. Как это сделать, если нельзя узнать адрес ответчика без его согласия?»

Светлана Есакова, судья Новгородского областного суда:

«Граждане законов не знают, и все это плавно перетечёт в суды общей юрисдикции. Непонятно, как мы будем оценивать такие понятия как неопытность, легкомысленность или слабоволие? Появляется больше судейского усмотрения, но всего в законе не опишешь…»

Виктор Храбров, начальник Управления Минюста РФ по Новгородской области:

«Профессия нотариуса уже много лет основана на принципах самоокупаемости. Готовы ли её представители возвращаться в гражданский оборот? У нас не Франция, где должностное лицо может получить допуск ко всей информации. Согласно ли общество предоставить это негосударственному нотариусу? Как будут действовать единые базы данных?

Я помню, в Управлении меняли программное оборудование, база зависала, и нам приходилось работать на порядок медленнее. Так за два дня очередь так увеличилась, что сотрудников готовы были просто вынести из этого здания. Как бы не получилось в результате реформы, что выйдет ни нам не солдат, ни вам не шпион…»

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.06.2012 18:46
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх