Версия // Общество // Русский гамбит?

Русский гамбит?

2013
В разделе

Закон об упрощении процедуры предоставления российского гражданства не даёт покоя всем: либералам, националистам, демократам. Одни полагают, что он погрязнет в бюрократическом болоте и не будет работать, другие предрекают «дыру» в законодательстве, через которую хлынет множество гастарбайтеров из бывших советских республик.

А что об этом проекте думают они сами, потенциальные претенденты на бордовую книжечку с гербом? Обсудить этот вопрос с корреспондентом «Нашей Версии на Неве» в канун Праздника весны и труда согласился Ибрагимов Фуад Сафар оглы – специальный советник председателя Региональной общественной организации «Азербайджанская диаспора Санкт-Петербурга».

–Каково ваше первое впечатление от этого закона?

– Нормативный акт предусматривает упрощённое принятие в гражданство русскоязычных соотечественников. Здесь какая-то непонятность. Если речь идёт о соотечественниках, то это определение предполагает – человек единого отечества, да? Гражданство Российской Федерации могут получить люди, чьи родственники ранее проживали на территориях, относящихся к нынешним границам. Непонятно: Украина, вроде бы, не относилась к нынешним границам. Точнее стала относиться совсем недавно.

Следующий вопрос: имеются в виду, очевидно, те народы и народности, которые живут или ранее проживали на территории Российской Федерации, правильно? Но, насколько я понял, этот закон должен был упростить получение гражданства прежде всего для коренных русских.

– Речь шла ещё и о том, чтобы упростить получение гражданства для тех, чьи родственники были гражданами СССР или Российской империи.

– Совершенно верно. Моя супруга родилась в Москве, но живёт сейчас в Баку, значит, она может спокойно получить это гражданство. Но документ, он какой-то двойственный. Я не понимаю, почему все эти законы, которые касаются межнациональных отношений, такие сложные? Например, они вводят понятие «носители русского языка». Родной мой, я тоже носитель русского языка.

Вот я привожу экспертную оценку националиста Александра Севастьянова: «Мы должны помнить, что нынешний закон вызван бесчисленными жалобами русских беженцев из Средней Азии и Закавказья на волокиту в деле о принятии гражданства. И таков был изначально мотив Путина, когда он предложил упростить процедуру выдачи гражданства, то есть побуждения были, как всегда, благими. Но, как говорится, – благими намерениями вымощена дорога в ад: при подготовке закона русский акцент пропал. Над редакцией закона поработали, к сожалению, наши оппоненты, которые включили определённые идейные тормоза, сформулировали подменные критерии – задача помочь русским беженцам, в том числе с Украины, ушла на второй план. Вместо этнических критериев нам подсовывают критерии лингвистические, языковые».

Знаете, как бы я плохо ни относился к Александру Севастьянову из-за его ксенофобских заявлений, но здесь я признаю, что он прав. Он говорит то, что и я говорю. Если этот закон направлен на то, чтобы упростить въезд этническим русским, то в этой редакции он не решает данную проблему.

Вот опять Севастьянов говорит: «А что значит носитель языка? Кто это будет определять? Комиссия? Значит, мы создаём ещё одну коррупционную структуру». Здесь я с ним опять согласен. Почему нельзя сделать законы простые, как в Европе? Во всём мире одним из важных условий для выдачи вида на жительство с последующим получением гражданства является финансовая дееспособность претендента. Родной мой, вот я знаю, что сегодня в Латвии 50-60 тысяч евро надо заплатить, чтобы получить вид на жительство.

По теме

Давайте сделаем такие критерии и в России. Вот это было бы ясно: чтобы получить вид на жительство, надо заплатить миллион рублей. Чтобы стать гражданином, скажем, два миллиона или три. То есть какие-то финансовые критерии. Если сделать таблицу по каждой категории, не будет вставать вопрос о коррупции. Заплатил – становись. В то же время для русских, этнических русских, вообще никакие правила не нужны. Вот он русский – так ты его автоматически должен делать гражданином России. Для носителей русского языка, у которых нет денег – пускай получают разрешение на работу. Пускай работают.

Приведу маленький пример: в 2002 году был принят закон, который определял критерии получения разрешения на временное проживание. Там был, наряду с прочими, критерий экономический: претендент должен внести определённую сумму в экономику России. Когда я пришёл и сказал, что у меня в российском банке 20 000 евро и уже 50 000 я инвестировал в строительство дома. То есть около 70 000 я инвестировал. Могу ли я получить разрешение? Мне сказали, что нет. Я спросил, почему. Потому, что до сих пор правительство не приняло решение по этому вопросу. Более десяти лет прошло, а правительство не может нарисовать конкретную цифру. Зачем мне, русскоязычному, кандидату физико-математических наук, преподавателю здесь, идти наравне с гастарбайтерами и получать квоту, или как она называется?

Я считаю, что сегодня самым главным, самым ярым врагом российской государственности является российский чиновник. В принципе, это можно сказать про другие государства СНГ тоже. Чиновник под себя строит всё. Всегда принимаются законы, которые дают почву для коррупции, понимаете? Где уверенность, что комиссия не будет брать деньги и всех считать русскоязычными? Лучше бы я эти деньги отдал не комиссии и не кому-нибудь, а по чётким критериям – миллион, два, три – всё, заплатил и иди. Во всех странах это так. Почему в России этого не делают, я не могу понять. А русских, ещё раз повторяю, без всяких условий надо принимать, это их родина.

– Как вы считаете, не начнётся после этого закона массовое переселение?

– Начнётся, начнётся. Ведь что такое гастарбайтер, почему сюда вообще приезжают? Я здесь встречаю очень много молодых людей из Азербайджана. Сегодня Азербайджан находится в состоянии войны с Арменией. Я задаю себе вопрос, когда вижу здесь человека призывного возраста: что он делает в Петербурге? Он здесь должен или учиться, или же, не дай бог, лечиться. Других критериев нет, он не должен быть здесь.

Мы несколько раз предлагали органам: давайте работать вместе, дайте нам списки тех, кто сюда прилетает. Мы сделаем запросы в Азербайджан. Сюда приезжают люди, которые у себя дома не востребованы. Здесь должны быть квалифицированные рабочие. Я вообще не понимаю: неужели у России нет рабочей силы? Конечно, многие не хотят работать за те деньги, это уже другой вопрос. Но не надо свою родину, свое государство захламлять. Ведь были же мудрые Екатерина и Пётр, лучших зодчих приглашали – итальянских, немецких. Екатерина сюда привлекала детей знати, им давали те же самые дворянские привилегии. Вот что надо делать – если уж принимать людей, то сливки принимать.

– А как, по-вашему, повлияет ли новый закон на нелегальную миграцию?

– Как я сказал, всё зависит от чиновников. Ведь мигранты сюда не на парашютах спускаются. Я знаю, что из Азербайджана очень трудно уехать молодому человеку, если у него нет оснований. Понятно, что в аэропорту кто-то берёт какие-то деньги и выпускает. Ну хорошо, он выпускает их. Но почему Россия их принимает?

– Ещё недавно, осенью, речь шла об ужесточении путей въезда в Россию гражданам бывшего СССР, а теперь ситуация зеркально меняется. Как вы думаете, что это за жонглирование?

– Можно я вам откровенно скажу? Потому, что те, кто сейчас законы принимает, все эти депутаты, они же все из Советского Союза вышли – раньше были коммунистами, а сейчас все демократы. У нас всегда шараханье, это я по Азербайджану знаю: все бывшие атеисты, все, кто боролись с исламом и так далее, мол, коммунисты не должны ходить в церковь, сейчас вдруг все стали туда ходить.

Должна быть чёткая, последовательная политика. Закон – это хорошо, закон – это идея. Иначе тут законы есть, а стратегии нет, и если есть, то какая-то закрученная.

Между прочим

«Первоначальная редакция законопроекта об ускоренном приёме в гражданство предполагала такую возможность для всех русскоязычных, чьи предки жили в пределах СССР или Российской империи, последующие правки сократили эту территорию до границ нынешней Российской Федерации. Что делать русским людям, чьи семьи поколениями жили

в союзных республиках или пограничных землях царской России, непонятно. Видимо, «особый евразийский путь» исключает опыт других стран – к примеру, Израиля, где уже не одно десятилетие действует понятный и чёткий закон о возвращении на родину».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.04.2014 15:56
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх