Версия // Власть // Комитет вне закона

Комитет вне закона

2009
В разделе

По завершении новогодних каникул Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял к рассмотрению исковое заявление от городского Комитета по социальной политике к Управлению Федеральной антимонопольной службы, которое признало в действиях чиновников систематическое нарушение российского законодательства.

Предварительное заседание по делу А56-78440/2012 назначено на пятое февраля. Ведомство под руководством Александра Ржаненкова всерьёз намерено признать недействительным решение УФАС о том, что существующая в Санкт-Петербурге процедура так называемого «квалификационного отбора» создавала необоснованное препятствование осуществлению хозяйственной деятельности компаниям, которые производят и продают технические средства реабилитации (ТСР). Если перевести эту фразу на более понятный язык, то речь идёт о том, почему многие тысячи петербуржцев, страдающих различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, вынуждены покупать себе специальную обувь исключительно у тех, кого в силу непонятных причин приблизили к себе «социальные чиновники».

«Башмачный» бунт

Ещё полгода назад мы написали, к чему приводит дружба Комитета по социальной политике с конкретными коммерсантами («Золотой» башмак для инвалида», «Наша Версия на Неве», № 26(234), от 09.07-15.07.2012). Чиновники зачем-то подменили проведение конкурсной процедуры при закупках «для государственных нужд» удобным для отдельных компаний-поставщиков «квалифицированным отбором». По уму, такая процедура проводится на предварительном этапе, чтобы не допустить к участию в конкурсе явных бракоделов или сомнительных перепродавцов. Но поскольку в Бюджетном кодексе пункт «социальное обеспечение населения» разнесён со строчкой «ассигнования на оплату контрактов для государственных нужд», ведомство Александра Ржаненкова выбирает поставщиков ортопедической обуви по собственным правилам. В свою очередь, «квалификационный отбор» приводит к неоправданно высоким ценам «башмачных» контрактов. Как считает генеральный директор сети ортопедических салонов «Кладовая здоровья» Борис Липнер, принятая несколько лет назад в Санкт-Петербурге схема госзакупок ТСР создавала твёрдую почву для коррупционеров и на корню убивала конкуренцию. Эту позицию Липнер озвучил в середине прошлого года и в жалобе, адресованной Президенту РФ Владимиру Путину. Однако депеша, как водится, быстро спустилась к Александру Ржаненкову, который тут же ответил ударом на удар. Председатель Комитета по социальной политике направил письмо своему коллеге в Комитет по здравоохранению, заметив, что к башмакам из «Кладовой здоровья» якобы имеются нарекания, а потому желательно прекратить общение врачей с этой компанией.

В результате «социальные чиновники» по-прежнему предпочитают изобретать «квалификационные требования» в ущерб Федеральному закону о госзакупках №94-ФЗ. При этом глава ведомства убеждён в том, что существующая процедура вполне законна, а вот конкурсы, когда в ущерб качеству понижается цена, – «это безобразие». Похоже, чиновники в принципе не рассматривают возможность, что условиями для добросовестной конкуренции в объявляемых конкурсах могут стать, в том числе, параметры качества ТСР.

Запрос – дело нужное

«А вдруг Александр Ржаненков действительно прав, и бюджетные деньги намереваются прибрать к нечистым рукам неквалифицированные дельцы?» – задумались мы. И направили запрос в Управление ФАС по Санкт-Петербургу.

В скором времени антимонопольщики получили похожие письма из городской прокуратуры и Контрольно-счётной палаты, что привело к появлению дела №К03-216/12. В конце ноября комиссия, исследовав доказательства о нарушении антимонопольного законодательства и заслушав позиции участников процесса, известила редакцию «Нашей Версии на Неве», что «не может согласиться с доводами Комитета по социальной политике и Комитета по здравоохранению». Оказывается, различными структурами Смольного применяются то нормы Закона о размещении заказа при обеспечении отдельных категорий граждан ТСР, то некая процедура «квалификационного отбора», не предусмотренная федеральным и региональным законодательством.

Например, в нарушение установленного Росздравнадзором порядка, который подразумевает, что после получения государственной регистрации изделий медицинского назначения их вправе импортировать, продавать и применять на территории страны любые лица, а не только непосредственно изготовители, ведомство Ржаненкова требует, чтобы участниками «квалификационного отбора» были компании-производители. То есть, сам сделал – сам и продал. В то же время существует немало зарубежных аналогов, вряд ли уступающих качеству российских изделий, но петербуржцы за счёт средств бюджета получить их не могут. Примерно в этом и заключается логика «социальных чиновников». Видимо то, что наша страна вступила в ВТО тоже прошло как-то мимо их внимания.

Статья 15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам государственной власти субъектов федерации осуществлять действия, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев. А именно такие действия в течение длительного времени и осуществлял Комитет по социальной политике, введя пресловутый «квалификационный отбор». И никакие ссылки на пункт «социальное обеспечение населения» в Бюджетном кодексе не исключают того, что ведомство Ржаненкова является государственным заказчиком, фактически занимаясь привлечением организаций для поставки товаров «для государственных нужд Санкт-Петербурга путём реализации полномочий органа власти».

И тут Ржаненков парировал…

А Комитет и не думал сдаваться. То ли его подталкивали к этому годами сложившиеся связи с конкретными компаниями-поставщиками, то ли желание любой ценой укрепиться в собственной правоте. «Социальные чиновники» свысока предъявили антимонопольщикам свой мандат – Постановление правительства Санкт-Петербурга №934 от 05.09.2012 г. Документ вводит механизм квалификационного отбора организаций на право обеспечения граждан, не являющихся инвалидами, протезами, ортезами, ортопедической обувью, тростями опорными и тактильными, костылями, опорами. Постановление вступило в силу уже через день после подписания.

Вопрос, как Александру Ржаненкову удалось пролоббировать в Смольном принятие этого невероятного регламента, видимо повиснет в воздухе. Крайне сомнительно, чтобы, интеллигентно поблёскивая стёклами очков, чиновник в качестве аргумента лупил по столам вышестоящих коллег ортопедическими башмаками.

Но антимонопольщики резонно замечают – в деле №К03-216/12 рассматриваются отношения, которые возникли до того, как неожиданно появилось Постановление №934. Обратите внимание, оно появилось, когда неутешительный вердикт в отношении Комитета по социальной политике фактически был вынесен. Равно как было доказано нарушение ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны Комитета по здравоохранению, который разослал во все районные администрации и ряд медицинских учреждений города обращение, подписанное главным «социальным чиновником», с просьбой «проинформировать врачей о нецелесообразности выдачи пациентам направлений на покупку ТСР в конкретную организацию, ООО «Кладовая здоровья». Характерно, что оба председателя Комитетов не смогли пояснить, какой официальный документ лёг в обоснование такой просьбы.

Небезынтересно, что ст.16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещает соглашения между органами государственной власти субъектов федерации, если таковые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок.

Административка или арбитраж?

После того, как в Смольном умудрились протолкнуть «схему Ржаненкова», любые выводы антимонопольщиков выглядят не столь определённо. Не совсем понятно, будут ли выполнять в Комитете по социальной политике предписание Управления ФАС о приведении порядка обеспечения петербуржцев ТСР в соответствие с требованиями законодательства о размещении заказов. Ведь за невыполнение в установленный срок решения антимонопольного органа виновные подлежат лишь административной ответственности. Если вспомнить, что накануне Нового года «социальные чиновники» отправились в арбитражный суд, они убеждены в полной безнаказанностии – всё было, как надо. Даже если кто-то и осмелился доказать – Комитет проводил «квалификационный отбор» вне закона…

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.01.2013 17:13
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх