Версия // Общество // Педоловцы не будут петь

Педоловцы не будут петь

1800
В разделе

Громким скандалом стала отмена оперы «Новый Иерусалим». Нападение на композитора, заявления либреттиста – с каждым днём история обрастала новыми подробностями и противоречиями. Корреспондент «Нашей Версии на Неве» разбирался, почему петербуржцы на самом деле не смогут увидеть постановку, а заодно вспомнил другие театральные запреты и скандалы последнего времени.

Сюжет «Нового Иерусалима» вертится вокруг так называемых ловцов педофилов. Прообразами оперных персонажей стали неонацист Максим Марцинкевич по прозвищу Тесак и его соратники из группировки «Оккупай педофиляй», а также активисты «Русского национального единства»**. В реальной жизни «ловцы» до кровопролития, к счастью, не дошли, хоть и жестоко издевались над теми, кого считали педофилами (в том числе, над обычными подростками нетрадиционной сексуальной ориентации). А вот герой «Нового Иерусалима» убивает «извращенца» и мучается сомнениями, имел ли он право вершить самосуд.

Музыку к опере написал Илья Демуцкий. Он прославился как автор кантаты, основанной на последнем слове подсудимой Марии Алехиной из Pussy Riot. В роли либреттиста выступил Артём Суслов – организатор нашумевшего моноспектакля Леонида Мозгового «Лолита». Эту постановку несколько раз отменяли из-за писем с угрозами неких «казаков», а самого Суслова как-то раз избили.

История с «Новым Иерусалимом» удивительно похожа на историю с «Лолитой». Изначально премьера оперы должна была состояться на студии документальных фильмов «Лендок», но потом руководство студии заявило, что проект не подходит по формату. Постановку перенесли в новый лофт «Контур». Там же в октябре должен был открыться и новый оперный театр «Контур Опера» во главе с Артёмом Сусловым.

На днях композитор Илья Демуцкий объявил, что на него напали, выманив на интервью. Ему удалось убежать от нападавших, которые назвали его педофилом.

«Я думаю это одна и та же команда нападала и тогда и сейчас. И всё больше подозрений, что задания ей дают те, кто сидит в чиновничьих кабинетах», – сказал корреспонденту «Нашей Версии на Неве» либреттист. По его словам, актёры и оркестр теперь боятся участвовать в проекте, «да и всем площадкам строго-настрого запрещено принимать постановку».

Суслов утверждает, что судьба «Нового Иерусалима» решилась на совещании в администрации Петроградского района. «Администрация-то тут причем? – возмутились в пресс-службе района. – Это спор двух хозяйствующих субъектов, арендодателя и арендатора!»Пресс-секретарь «Контура» Михаил Рудин отрицает давление со стороны властей любого уровня. По его словам, «Контур Опера» не откроется осенью, так как помещение не готово. Он и вправду предоставил нам фотографию пустого заводского цеха. «В дальнейшем открытие может не состояться в связи с принципиальной позицией Суслова, который не хочет делать «Контур Оперу», а хочет, видимо, делать только свою собственную постановку, которую сейчас пиарит правдами и (в основном) неправдами», – утверждает пресс-секретарь.

Понять, где в этой истории кончается пиар и начинается правда, непросто. Тем более что «Новый Иерусалим» – не первая российская постановка, которую пытаются сорвать или запретить. Показательные прецеденты наблюдались ещё в середине нулевых.

В 2007 году Сыктывкарская и Воркутинская православные епархии сорвали постановку оперы Шостаковича «Балда» по «Сказке о попе и его работнике балде» Пушкина. Спектакль петербургского режиссера Александра Зеленина должен был состояться в Государственном театре оперы и балета Республики Коми. Вместо полноценной оперы зрители увидели отдельные концертные номера.

По теме

В 2009 году в Пскове и Ростове православные активисты и «культурные» чиновники пытались запретить рок-оперу «Иисус Христос-Суперзвезда». Отменить спектакль в Пскове чиновникам всё-таки удалось. Она не состоялась «по техническим причинам».

В разгар прений вокруг Pussy Riot некие «православные христиане» пытались сорвать спектакль московского «Театра.doc» «Своими глазами». Спектакль как раз был посвящён панк-группе и суду над ней.

В минувшем году православные ворвались на спектакль «Идеальный муж» по пьесе Оскара Уайльда в МХТ имени Чехова. Активисты во главе с небезызвестным Дмитрием Энтео забрались на сцену. Не обошлось без драки.

В апреле нынешнего года в СМИ просочилась информация о том, что департамент культуры Москвы распорядился не исполнять на музыкальном фестивале каватину из оперы «Руслан и Людмила», в которой есть слова «Днепр» и «Киев».

Наконец, уже нынешним летом в Петербурге «Правый сектор***»* якобы угрожал режиссеру Юрию Александрову, который решил поставить оперу Мариана Коваля «Севастопольцы», написанную в годы войны. Переименовав её в «Крым», режиссёр осуществил постановку в театре «Санктъ-Петербургъ опера».

На таком информационном фоне любые провокации и запреты уже не кажутся неожиданными. Чиновники боятся новых идей, блюстители морали готовы к атаке, а некоторые организаторы зрелищ готовы этим воспользоваться, чтобы списать свои трудности на политический прессинг — реальный или мнимый.

*
17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистскими пять украинских националистических организаций: деятельность «Правого сектора», УНА-УНСО, УПА, «Тризуба им. Степана Бандеры» и «Братства» попали в России под запрет.
**
Рязанская городская общественная патриотическая организация "Русское национальное единство". Признана экстремистской заочным [так в официальном списке - ред.] решением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 12.02.2008 и определением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 24.12.2009.
***
Украинская организация «Правый сектор». Признана экстремистской решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014.
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.08.2014 16:34
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх