// // Полярная экспедиция «Северный десант» успешно завершила второй этап по подготовке действий спецназа на Крайнем Севере

Полярная экспедиция «Северный десант» успешно завершила второй этап по подготовке действий спецназа на Крайнем Севере

4171

Учебная война во льдах

5
В разделе

Тяжёлые военно-транспортные самолёты редко прилетают в Нижневартовск и каждое появление такого здесь событие. Особенно если из 200-тонного Ил-76 выходит всего 6 человек, да ещё и в скрывающих лица балаклавах. В аэропорту предположили, что готовится какая-то необычная армейская операция и не ошиблись.

Программа обучения спецназа боевой работе в Арктике, о которой «Наша Версия на Неве» рассказала («Арктический микроб Александра Петермана», 16 марта 2016 г.), наконец развернулась всерьёз. Если в прошлый раз вместе с туристами-экстремалами из команды «Северный Десант» ездил один военный, то сейчас в тундру на две недели отправились уже шестеро офицеров спецподразделений. До них в дальние рейды на снегоходах в российской армии никто не ходил, да и в зарубежных тоже. Между тем необходимость в «полярном спецназе» налицо.

Замок для арктической кладовой

Экспедиция «Северный десант-2017» состоялась одновременно с Международным Арктическим форумом в Архангельске. На нём выступал президент России, и было в очередной раз отмечено, какие богатства скрываются подо льдами. По оценкам Российской Академии наук полезных ископаемых там на $30 трлн, из них две трети составляют энергетические ресурсы, а остальное золото, платина, алмазы, хром, марганец... Чуть ли не вся таблица Менделеева! Каждый третий кубометр мировых запасов газа будет добыт здесь.

По мере истощения недр в более доступных местах, полярные богатства России будут всё чаще привлекать внимание наших соседей. Их «агенты влияния» уже сейчас не скрывают, что и Арктика, и вся Сибирь должны находиться под контролем «мирового сообщества». Например, профессор Высшей школы экономики Сергей Медведев, которого Владимир Путин назвал придурком, призывает передать Арктику «под международную юрисдикцию». В том же направлении мыслит бывший директор Института научной информации по общественным наукам, а ныне фигурант уголовных дел о мошенничестве и халатности академик Юрий Пивоваров. В интервью израильской газете «Окна», он объявил, что Сибирь должна принадлежать норвежцам, канадцам или другим странам цивилизованного Запада.

Наконец, Арктика не только огромная кладовая, но и важнейшая транспортная коммуникация. По данным вице-премьера Дмитрия Рогозина, с 2014 по 2016 год объём перевозок по Северному морскому пути вырос более чем вдвое, составив 7,5 млн тонн. В 2022 году планируется выйти на 40 млн тонн, но не стоит забывать, что Севморпуть – трасса чрезвычайно уязвимая. Во время Великой Отечественной войны прорывавшиеся до Таймыра германские подводные лодки и тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер» доставили немало хлопот, а сейчас возможности наших конкурентов изрядно выросли.

До ядерной войны конечно вряд ли дойдёт, но болезненные уколы диверсионных групп более чем вероятны. Особенно формально не связанных с заполярными соседями России, а выступающими под флагом... скажем, частных военных компаний, нанятых независимыми экологами, которые озабочены загрязнением тундры.

Ненаучная фантастика? А вот профессор Медведев предлагает отобрать у России Арктику именно под лозунгом борьбы за сохранность природы. Ну и кадры уже готовятся. Через программу подготовки боевых действий на арктическом театре военных действий прошли все дивизии морской пехоты США. С ними вместе готовы действовать воинские части Норвегии и Канады, флаг которых академик Пивоваров мечтает видеть над Сибирью. Ну, а бескорыстные экологи из «Гринпис» уже демонстрировали спецназовские навыки в Баренцевом море во время нападения на российскую буровую платформу «Приразломная».

По теме

Арктической кладовой России нужен надёжный замок. Им должно стать Объединённое стратегическое командование «Север», созданное 1 декабря 2014 года для обороны побережья Северного Ледовитого океана и прилегающих территорий. Закупается современная техника, включая двухсекционные вездеходы повышенной проходимости, которые впервые проедут на грядущую годовщину Победы по Красной площади. Но кто поможет бойцам научиться действовать в полярной тундре?

Нужны были люди с большим опытом полярных экспедиций с одной стороны и знающие толк в армейской службе, а в идеале и понюхавшие пороху с другой. Таким и оказался созданный ветеранами спецназа и ВДВ «Северный десант», с 2008 года прокладывающий новые маршруты на своих снегоходах. Аналога этой экспедиции в мире не существует. Канадские спецподразделения на снегоходах уходя в рейд на сутки-двое, а для команды Петермана и месяц не предел.

А олени хуже!

Телевизионщики экспедиции из Нижневартовска не жалуют по причине недостаточной романтичности снегоходов. То ли дело милые и пушистые зверюшки! Вот и смотрим по центральным каналам бравурные репортажи об арктических войсках в стиле хита популярного советского певца Кола Бельды «А олени лучше». Солдаты лихо гоняют на оленьих и собачьих упряжках, и многие зрители уверен: вот так в Заполярье воевать надо!

В «Северном десанте» считают по-другому. «Ну, давайте будем учиться воевать как в средние века, никакой спутниковой связи, никаких машин и автоматов не надо, только мечи! – Иронизирует Александр Петерман. – Так, наверное, можно обучать зеков скрываться после побега из лагеря! У него снаряжения никакого нет, и олени, пожалуй, увезут...»

Далее он уже серьёзно объясняет, что ездовые животные, будь то олени или собаки, не могут ни тащить тяжёлый груз, ни долго передвигаться без отдыха, да с корм для них с собой вести много нужно. Для собак – мясо, а с оленями целый караван с травой и ягелем. Они в обычной жизни целыми днями пасутся на большом пространстве и при постоянном движении просто не успеют нащипать достаточно растительности. Также за животными нужен постоянный уход: олени могут порезать ноги об острые края ледяного наста, собаки хромают, если им вовремя не почистить обледеневшие лапы.

В стойбище оленеводов всё же решили попробовать прокатиться на нартах. Сели на них двое спецназовцев с полным снаряжением и хозяин общим весом 300 килограммов. Трое оленей провезли их 200 метров, после чего один рогатый свалился без сил. На снегоходах в сутки каждый боец при оружии и санях с тонной груза проехал 610 километров. Рогатым копытным симпатягам такое не под силу и для спецназа они могут послужить лишь средством пропитания. Пришлось научиться и правильно забивать оленя, и попить его свежую кровь, закусив сырой печёнкой. Оказалось, не хуже зайцев с куропатками, на которых охотились во время поездки, но именно в качестве экстремального источника пропитания, а не как транспортное средство.

Другая проблема – скрытность. Для задач, которые отрабатывали военные в «Северном десанте» (разведка, патрулирование, борьба с разведывательно-диверсионными группами противника), она – первейшее дело. На снегоходе заглушил двигатель, и его не слышно, а псы могут залаять в самый неподходящий момент, открыв местоположение бойцов.

Не полностью отвечает потребностям скрытности и вертолёт, засечь который в воздухе куда легче, чем снегоходы на земле (не говоря о том, что на Ямале и Таймыре каждые два дня из трёх – нелётные). Свои недостатки есть и у других видов арктического транспорта.

«Каким бы ни был вездеход, для него все равно надо выбирать маршрут. – Разъяснил нам командир спецназовцев. – А на снегоходе можно ехать по азимуту. Проходимость аэросаней на пересечённой местности, и тем более среди ледовых торосов, тоже недостаточна. Они неустойчивы при сильном боковом ветре, а управление ими, особенно при разворотах на ограниченной площадке, требуют очень высокой квалификации водителя. У судов на воздушной подушке недостаточен радиус действия, и очень много потребляют топлива».

По теме

Вот и получается, что лучше снегоходов для охоты за диверсантами в Заполярье ничего нет. К сожалению, отечественная промышленность пока не может запустить в производство машины с нужными тактико-техническими характеристиками. В этом году «Северный десант» снова отправился в поход на канадских Bombardie, которые переоборудовал с учётом российских условий (фильтры для низкосортного топлива, дополнительные фары и боковые бамперы, защищающие от ледяного ветра нарукавники, специальные пластины для ног и поднятое ветровое стекло). На таких же снегоходах пошли и спецназовцы, которым преимущество стальных коней продемонстрировала сама жизнь. У встреченного по дороге местного жителя е«Буран» заглох в снежной пустыне, и если бы не Петерман с товарищами, человек так бы и замёрз.

Сейчас слово за российскими оборонщиками. Соревноваться с канадской компанией, основатель которой – Жозеф-Арман Бомбардье, собственно и создал первый в мире снегоход, непросто. Так ведь и первые танки построили не в России, но советских конструкторов это не остановило.

Без ГЛОНАСС и горизонта

Сложно ли бойцу спецподразделения научиться ездить на снегоходе? Если одному на короткие расстояния, налегке, по ровной местности да в хорошую погоду – элементарно.

Только боевую задачу приходится выполнять вместе, невзирая на местность, погоду и расстояния. И тут уже начинаются сложности. Ещё в прошлую экспедицию офицер спецназа после десятичасовой поездки признался, что вымотался больше, нежели за такое же время на учениях с бегом, преодолением препятствий и стрельбой. Потому что работают совсем другие мышцы, да ещё и в статическом режиме. Но усталость спецназовцы преодолевать умеют, и за нынешнюю поездку им пришлось решать куда более сложные проблемы.

Ездить в группе, не растягиваясь и не теряя друг друга. Искать товарищей без спутниковых систем ГЛОНАСС и JPS, и вообще без связи, ориентируясь по следам. Двигаться в пурге и когда бледное небо сливается со снежной пустыней, линия горизонта исчезает, а ты уже не представляешь – едешь или летишь. Преодолевать торосы, полыньи и канал пробитый недавно прошедшим ледоколом – едва замёрзший хаос перемешанных с водой льдин...

Научиться этому можно лишь на многосоткилометровых трассах. Постепенно вырабатываются не только необходимые навыки, но и особое восприятие окружающей природы. Писавший об эскимосах Гренландии датский писатель Питер Хёг называет его «чувством снега», и члены «Северного десанта» им обладают. Сколько бывало случаев, когда Петермана и его товарищей что-то заставляло останавливаться в ночной вьюге, а потом оказывалось – ещё десять метров и обрыв или полынья.

Спецназовцам своё «чувство снега» ещё предстоит обрести, но со снегоходами они уже срослись, как в прежние времена казаки со своими конями. Не всё получалось сразу, приходилось и падать, и проваливаться в воду, но для прошедших не одну горячую точку бойцов это проблемой не стало. Немало помогли и технические наработки «Северного десанта», например, гибкое резиновое крепление буксируемых саней. На одном из переходов, сорвавшись в овраг, снегоход повис на нём, удерживаемый весом саней, и не рухнул на скатившегося вниз спецназовца. Металлическая сцепка такую нагрузку могла и не выдержать.

Сейчас бойцы умеют преодолевать торосы, ориентироваться в любую погоду и даже проходить на скорости полыньи, когда снегоход фактически превращается в катер. След от ледокола прошли за полтора часа – для сравнения обычные туристы, даже бывалые, ждут замерзания сутки и более. Каждый из шести участвовавших в экспедиции офицеров может сам обучать товарищей, и возможно в следующем году они самостоятельно возглавят группы из других спецподразделений.

Здесь будет Центр заложён…

Когда израильскому генералу-танкисту Исраэлю Талю надоело терпеть потери своих солдат, горящих в машинах американского и британского производства, он сам взялся за разработку замены для них. В результате получилась знаменитая «Меркава», заслуженно считающаяся самым удачным серийным танком мира с точки зрения защиты экипажа.

По теме

Кто может лучше знать нужды бойцов спецназа? Только тот, кто сам шёл с ними под огонь. Руководствуясь этим соображением, вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил включить в состав Военно-промышленной комиссии при Правительстве первого командующего Сил специальных операций РФ Олега Мартьянова. Пройдя несколько войн, включая Афганскую, полковник Мартьянов всегда придавал особое значение созданию специализированных воинских частей, предназначенных для ведения операций на труднодоступных театрах военных действий. Во многом именно стараниями Мартьянова в российской армии вновь появились горные бригады.

«Все, что мы хотели – у нас получилось, – оценил Олег Викторович «Северный десант-2017». – Подтвердилось, что базовая подготовка, которую спецназовцы получили у себя в частях, позволила достаточно быстро адаптироваться к требованиям, которые предъявляют постоянные участники экспедиции. Элементы экипировки полностью подтвердили свои заявленные характеристики. Другой вопрос, что желание всегда опережает то, что у нас есть. Человек всегда должен хотеть чего-то большего. Поэтому мы сегодня сможем сформулировать перед разработчиками новые требования к этой экипировке, к оружию, к средствам связи, к технике, к элементам, которые будут помогать солдату выполнять его задачу – я имею в виду беспилотные летательные комплексы, наземные автоматизированные комплексы, которые позволят облегчить ему существование и повысить качество боевой работы».

По словам Мартьянова, большая часть привезённого для испытаний работает нормально. Оружие стреляет уверенно и надежно; прицелы показали, что они в состоянии работать и в этих условиях – то есть, видят цель и мишени, способствуют их поражению; средства связи стали более надежными.

«Мы увидели те узкие места, которые существуют именно для этого региона, – уточняет он, – и сможем провести их доработку. Тут уже не потребуется разработка абсолютно новых автоматов или радиостанций. Речь идёт о том, чтобы доработать их в соответствии с теми условиями, которые мы здесь встретили».

Дорабатывать придётся немало. Не зря один из спецназовцев мрачновато пошутил, что связь во время операции «явление случайное», а в Арктике тем более. Однако сдвиги уже налицо. Если в прошлом году связь, по словам Мартьянова, работала от силы на тройку с минусом, то сегодня почти на пятерку. Кроме радиостанций и оружия, испытана экипировка, усовершенствованная с учётом рекомендаций команды Петермана, отработана подготовка площадок для десантирования грузов...

Правда, снегоходных атак в развёрнутом строю с пулемётным огнём прямо с седла не планируется. «Курсовое оружие хорошо на вертолёте, он летит в воздухе, удобно целится и стрелять, – пояснил командир отряда. – А тут трясёт всё время, да ещё и надо самому управлять машиной и стрелять. На боевых вертолётах, как и на бронетехнике, функции водителя или лётчика и стрелка, как правило, разделены, плюс есть автоматика, облегчающая ведение огня. На снегоходе такое невозможно».

Зато в ближайших планах – привлечение к походам представителей фирм, изготовляющих вооружение и снаряжение, прежде всего концерна «Калашников». Использование для операций высотного беспилотного летательного аппарата на солнечных батареях (аккумуляторы обычного квадрокоптера холода не выдержали, и сейчас ведутся работы над образцами, рассчитанными на минус 40-50°C). Ну и главная мечта «Северного десанта» – создание под Нижневартовском Всероссийского учебно-тренировочного центра подготовки военных для действий в Арктике.

Преимущества очевидны: район с аэродромом, способным принимать тяжёлые транспортники, железной и шоссейной дорогами. Тут же самые аппетитные для заклятых друзей места, которые, случись что, и придётся защищать, где же ещё учиться это делать? И с кем же ещё, как не с командой Петермана, энтузиазм и опыт которой в итоге и подтолкнул Министерство обороны к отправке спецназовцев в «Северный десант»?

Военное ведомство признало, что вопрос созрел и ответило на предложение нижневартовцев: «подготовка войск (сил) в сложных географических и природно-климатических условиях в настоящее время является актуальной в связи с чем отдельные органы военного управления Минобороны России, выразили заинтересованность в создании указанного центра».

«Это достаточно серьезное решение, – говорит Олег Мартьянов. – Формулируются сначала цели, задачи, структура этого подразделения, по какой программе готовить людей, чему их учить. После того, как ребята приедут, напишут соответствующие отчёты, все подразделения, которые этим занимаются, должны сформулировать свои цели и задачи. И те вопросы, которые невозможно закрыть в других учебных подразделениях, конечно же, надо будет планировать и развивать здесь».

Ну, а пока «Северный десант» и его друзья стремятся зажечь своей идей окружающих, и энтузиазм их заражает вроде бы далёких от Арктики людей. С недавних пор в фирменной футболке экспедиции выступает прославленный чемпион по боям без правил Фёдор Емельяненко. В последнюю экспедицию в качестве кинооператора отправился популярный рэпер Рома Жиган. Возможно, скоро к ним прибавятся и другие звёзды, проект вдохновит кинематографистов, а воинская профессия арктического спецназовца станет для тысяч подростков такой же желанной, как для их прадедов профессии лётчиков и танкистов.

И тут опять окажется незаменим опыт полковника Мартьянова, который помимо прочего ещё один из создателей фильма «Чёрная акула» о новейшем российском боевом вертолёте. После его показа конкурс в военные училища, где готовят пилотов винтокрылых машин, изрядно вырос.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.05.2017 20:44
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх