Представить себе центр Петербурга без огромных рекламных «проспектов», уже невозможно, хотя и есть вероятность, что многие из них скоро исчезнут: Госдума приняла в первом чтении законопроект, который освободит объекты культурного наследия от рекламы. «Наша Версия на Неве» попыталась понять, изменится ли город благодаря новому документу.
Как ни странно, даже градозащитники реагируют на эту инициативу довольно сдержанно. По сути, депутаты не учитывают всех возможностей заказчиков и производителей рекламы, так что у них всё равно остаётся достаточно манёвров проявить фантазию там, где она совсем не к месту.
По идее, будущий закон должен обезопасить от коммерческого вторжения объекты культурного наследия, включённые в единый реестр памятников истории и культуры. Если документ примут, он защитит как отдельные памятники, так и целые ансамбли и их территории.
К сожалению, законотворцы не уточнили, о каких видах рекламы идёт речь. Попадут ли, к примеру, под запрет уродливые тумбы с объявлениями возле старинных зданий?
Зато новые правила точно не коснутся так называемых «достопримечательных мест». Этот статус могут иметь не только городские, но и природные зоны, и требования к размещению рекламы там будут прописаны отдельно – в правилах землепользования и застройки. Запрет не распространится и на информацию о культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятиях. Это значит, что огромные растяжки будут, как и прежде, «украшать» городские театры и музеи. Наконец, ничто не угрожает вывескам магазинов, кафе, банков и прочих коммерческих объектов.
Допустим, само здание в перечень объектов культурного наследия не входит. Будет ли городская панорама, которую портят громоздкие конструкции на его крыше или фасаде, считаться запретной территорией? Законопроект этого не разъясняет.
По мнению координатора движения «Живой город» Антонины Елисеевой, самые яркие примеры «наружки» в историческом центре за последние годы – надписи «Мегафон» на Петровской набережной и «Газпром» на углу Невского проспекта и Садовой улицы. Ограничения на подобные конструкции несомненно нужны. «Афиша» газового монополиста, к примеру, ненамного уступала в размерах самому зданию, на котором она располагалась. Не так давно её с Невского убрали. В петербургском отделении компании «Нашей Версии на Неве» ответили, что решения о таких имиджевых проектах принимаются на самом высоком уровне, в столице. Примечательно, что московский офис Газпрома был слишком занят подготовкой годового отчёта, чтобы восстановить в памяти, где в Петербурге была размещена реклама и по каким причинам она исчезла.
В отличие от «Газпрома», надпись «Мегафон» на Петровской набережной сияет, как прежде. Северо-Западный филиал компании поспешил заверить нас в своей законопослушности: «Изменения законодательства коснутся всех без исключения рекламодателей, и МегаФон, разумеется, будет выполнять предусмотренные законом требования». Однако стоит отметить, что в здании на Петровской набережной находится офис компании. Значит, надпись может котироваться как вывеска и под действие нового закона не подпадает.
«МегаФон» на Неве не одинок – по соседству с ним «светятся» «ВТБ», «Ростелеком» и «Сбербанк». Ещё один «Сбербанк» «украшает» здание на Невском проспекте, возле башни городской Думы. Но, поскольку под надписью находится филиал банка, выходит, это тоже невинная вывеска.
Планируется ремонт вестибюля с полной заменой эскалаторов и созданием Единого диспетчерского центра метрополитена. Пассажиров пустят 1 июня 2027 года, но работы продолжатся: будут обустраивать инфраструктуру Единого центра.
Сдержанно комментирует новый закон Роман Шайхайдаров, член правления Ассоциации малых предприятий наружной рекламы. По его мнению, оценивать документ, защищающий объекты культурного наследия, пока рано: нужно внимательно изучить, каких именно зданий он коснётся. «Ещё три месяца назад я опубликовал открытое обращение ко всем общественникам рынка, – рассказал Роман. – Высказал мнение о том, что нужно вновь сесть за стол переговоров. Размещение объектов на памятниках культуры не должно быть таким, каким было до сегодняшнего дня. Ещё до рассмотрения этого законопроекта в Госдуме, на региональном уровне уже были сделаны некоторые шаги в нужном направлении. Например, принята адресная программа о сокращении рекламных носителей в городе на 30%».
Адресная программа, которую упомянул господин Шайхайдаров – документ тоже неоднозначный: принимали его якобы для защиты исторического центра, а в итоге почти треть всех коммерческих объявлений всё равно сосредоточилась в Адмиралтейском, Петроградском, Василеостровском и Центральном районах. Согласно новой схеме размещения рекламы, электронных экранов (так называемых «телевизоров») в центре должно стать больше, чем прежде. Документ предусматривает дисплеи на Сенной площади и площади Труда, у станции метро «Василеостровская» и по другим новым центральным адресам. Выходит, схема размещения может вступить в противоречие с будущим федеральным законом.
Вообще стоит отметить, что за последние годы принимались самые разные, порой противоречащие друг другу, нормативные акты относительно «наружки» в Петербурге.
Удивительно и то, что размещением рекламы в городе ведает комитет по печати, а не КГИОП. Вопросы, связанные с рекламой, на общественные слушания не выносятся. Совет по охране культурного наследия на ситуацию повлиять не может.
Впрочем, новый законопроект имеет статус федерального. Это вселяет надежду на то, что помех для горожан и туристов, которые решили насладиться петербургской архитектурой, всё-таки станет меньше.