// // Старая новая Сенная

Старая новая Сенная

767
В разделе

Осенью текущего года Сенную площадь Петербурга ждут серьёзные перемены. Властями подготовлен проект реконструкции, и по городу уже поползли слухи, будто бы под историческим пространством появится чуть ли не подземный город.

Как удалось выяснить корреспонденту «Нашей Версии на Неве», подобные предположения не более чем анекдот, однако от этого грядущая реконструкция не снимает многих вопросов.

Блоггеры – как барометры. По ним, в известной степени, можно сверять общий градус дискуссии. Типичную позицию находим в ЖЖ небезызвестного Дмитрия Смирнова, который на днях отправил письмо в комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. «Планируемая реконструкция ухудшит условия для пешеходов и пассажиров общественного транспорта, но зато улучшит – для автомобилей, – подчёркивает блоггер. – И это – в центре города, где требуется дестимулировать автопоездки, предоставляя альтернативу в виде развитого общественного транспорта. Хочется воскликнуть: «Позор!» Из автомобиля редко видны проблемы пешеходов и пассажиров общественного транспорта».

Схожую позицию заняло Общественное движение «Красивый Петербург» во главе с Красимиром Врански. Увы, как выяснилось, полноценный диалог относительно Сенной едва ли возможен. Причина тому – банальная неосведомленность подобных «спорщиков».

Какой будет Сенная?

Архитектурную часть проекта «новой Сенной» разработал творческий руководитель бюро «Суарт» Александр Супоницкий. По мнению Александра Захаровича, те, кто утверждает, что пешеходам будет некомфортно, плохо знакомы с проектом.

Для комфорта пешеходов специалистами полностью продуманы подземные переходы, позволяющие попасть в любую точку площади, не пересекая проезжую часть. На вопрос: «почему не загнали автомобили под землю?», ответ простой: совершенно другого порядка затраты. По мнению Супоницкого, на сегодняшний день это маловероятное предприятие не только в нашем городе, но и мире. Максимум что можно – развязать потоки.

Согласно новому плану Сенной, каждый переход предполагается оборудовать устройствами для инвалидов и слабовидящих людей (пути оборудуют тактильными панелями). Трамвайную остановку хотят устроить так, что выход из трамвая окажется фактически в одном уровне с тротуаром. Иными словами, площадь превращается в большой транспортно-пересадочный узел, её предыдущая функция – торговая – упраздняется. По словам Супоницкого, все пассажирские потоки, которые есть на площади, рассчитаны. Предусмотрены и проекты озеленения: постоянное и временное (в летнее время будет выкатываться из специальных мест хранения). Пешеход сможет не только безопасно и комфортно проделать свой путь, но и присесть отдохнуть. Предусмотрены малые формы архитектуры. «Кроме того, все переходы и места приёмов пассажиров будут оборудованы козырьками, – пояснил «Нашей Версии на Неве» руководитель «Суарта». – Насколько я понимаю, это первое место в городе, где устроят козырьки от естественных осадков – снега и дождя, ступеньки не будут скользкими, в зимнее время не нужно будет скалывать лёд».

Также для пешеходов увеличена проезжая часть в зоне Сенной площади: к сохранённым транзитным полосам добавляются ещё полосы, на которых происходит остановка маршрутных такси и автобусов. Чтобы не стопорилось движение на Сенной, как это происходит сейчас.

По теме

Те, кто говорят, что пешеходная зона станет подземной, вводят горожан в заблуждение. Таковая будет наземной. По мнению архитектора, это «огромная часть площади (там, где сейчас стоят павильоны, сделанные к трёхсотлетию города – их снесут), озеленённая, где выполнят искусственный рельеф». Итого: только проходы к остановкам, переходы сделаны под землей (первый – через Московский проспект, которые соединяется с выходом из метро «Садовая», и второй – на трамвайную остановку с двух сторон площади).

В бюро «Суарт» поясняют: «Если бы могли сделать подземную пешеходную зону, наверное, в первую очередь, сделали систему паркингов. Это было бы логичнее, проще, правильнее. В районе Сенной площади под землю лезть практически невозможно. Она вся начинена сетями, их перекладка стоит бешеных денег, это в разы большая сумма, нежели вся реконструкция Сенной площади».

Транспортная развязка

Ни для кого не секрет – в любое время дня здесь заторы. Опытные автомобилисты предпочитают объезжать это проблемное место. Разработчики проекта полагают, что после реконструкции Сенной будет, во многом, решена проблема пробок, создан новый уровень комфорта.

Известный петербургский архитектор Рафаэль Даянов придерживается иной точки зрения: «Возможно, новый проект несколько упростит дорожную ситуацию. Но это общегородская проблема. Никогда не решить в отдельно взятом узле города проблемы пробок. Говорить о том, что беды от отсутствия подземного паркинга – глупость. Мы можем их натыкать в любом удобном месте, а потом что мы будем делать с городом? Садовая шире от этого не станет, как и Московский, и тем более – Гривцова».

Из безусловных плюсов нового проекта Рафаэль Маратович считает смену торговой функции Сенной: «Это ведь совершенно невозможно – городская площадь превратилась

в какую-то своеобразную Апрашку. Эти павильоны – просто неприлично для современного Петербурга, если мы, тем более, говорим о европеизации». Из минусов – баснословное количество входов в метро, создающих, в основном, путаницу. Кроме того: «На сегодняшний день у нас существует два наземных павильона. Хотя при этом у нас всё есть под землей. Такой Бермудский треугольник, на самом деле. Но, по-моему, это вопрос к разработчикам не верхней, а подземной части».

Александр Марголис, председатель регионального отделения ВООПИиК, указывает на очевидный недочёт проекта: «Непосредственно из метро выхода в подземный пешеходный переход нет – и это очевидная ошибка проектировщиков. Практика показывает, что в подобных случаях люди, когда спешат, игнорируют эти переходы и перебегают дорогу там, где не следует. Это неизбежно повлечет за собой ДТП». Александра Давидовича смущает и неясность с восстановлением храма на Сенной. То, что сейчас изображено на макете, носит условный характер: «Я начал вчитываться в комментарии, и заметил, что многие считают – достаточно сделать памятную часовню, а не строить храм. А это вопрос центральный для ансамбля площади – будет храм или нет. Если будет, то нужно думать, как он будет функционировать – это ведь публичное место, посещаемое массой людей. Есть в православном обряде, скажем, такое явление, как крестный ход. Я не увидел никаких условий для использования храма».

Возможен скандал

Как рассказал нашему корреспонденту Александр Давидович, проект реконструкции игнорировал положенные инстанции. «Городу и миру явлен проект, который состоялся, – подчёркивает градозащитник. – Между тем, давно существующие в городе правила предполагают предварительное обсуждение подобных материалов на экспертных советах. Градостроительном, и, учитывая, что это исторический центр Петербурга, на Совете по охране культурного наследия. Ни того, ни другого не было. Мы вновь наступаем на те же грабли».

Эксперт указывает на грандиозный скандал вокруг проекта реконструкции Конюшенного ведомства. Фактически там наблюдалась та же история – появился проект, его согласовали, приступили к реализации. Потом выяснилось, что ни один из советов его не видел и не имел возможности внести свои коррективы на предварительных стадиях. Беспокойство градозащитников объяснимо: Сенная площадь – злосчастное место, пережившее множество преобразований, одно неудачнее другого. Новый проект, по мнению экспертов, не решает основной задачи. На Сенной площади наряду с Гауптвахтой, жемчужиной классицизма, домом пушкинской эпохи, есть образцы эпохи сталинского ампира, несколько весьма интересных зданий эпохи эклектики и модерна, а есть чудовищные образцы современной «архитектуры». По идее, любой современный проект должен сгладить, примирить эти несовместимые элементы.

Наша справка

Сенная площадь – знаковое место Санкт-Петербурга. Один из старейших городских объектов пережил немало изменений. С тех пор, как здесь начали продавать сено (что и дало, в итоге, новый топоним), прежним осталось разве только название. Представители старших поколений помнят, как в середине века Сенная превратилась в площадь Мира и сорок лет просуществовала в таком статусе. Отстроенная архитектором Квасовым Спасо-Сенновская церковь была принесена в жертву новой станции метро.

В 1961 году Юрий Гагарин полетел в космос, а культовая архитектурная доминанта – ко всем чертям. В дискуссиях, между тем, некоторые её сравнивали со знаменитым венецианским собором Сан-Марко. В новейшее время площадь пытались облагородить на трёхсотлетний юбилей. И, говоря по совести, выкинули деньги на ветер. Преобразовать городскую среду, разрешить транспортные сложности – такие задачи не представили интереса властям. Всё, что получили горожане – страшненькие торговые павильоны, несколько юморной новодельный декор, а также стеклянную стелу «Башня мира». Впрочем, последней уже и след простыл. Жарким летом 2010 года по конструкции пошли трещины, не оставалось ничего иного, как приняться за демонтаж.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.08.2014 16:19
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Новости партнеров
Еще на сайте
Наша версия на Неве - региональное приложение общероссийской газеты независимых журналистских расследований «Наша версия»
Наверх