Версия // Власть // Культурная оптимизация

Культурная оптимизация

1983
В разделе

Кадровые реформы в культурной сфере Санкт-Петербурга показывают, что кто-то из обитателей властного Олимпа явно неравнодушен к прекрасному. Однако насколько бескорыстен интерес сильных мира сего в данном случае – вопрос открытый.

Пока экспертное сообщество Культурной столицы отбивалось от замыслов худрука Мариинского театра Валерия Гергиева объединить учебные заведения города, с другого фланга анонимы нанесли неожиданный удар. В сентябре после единственного телефонного звонка был уволен Александр Титов – дирижёр Государственного академического симфонического оркестра Санкт-Петербурга. Вскоре аналогичная участь постигла директора «Ленконцерта» Евгения Колчина, а буквально на днях стало известно, что в первые же дни нового года «на выход» попросят главного дирижёра Губернаторского оркестра Станислава Горковенко. Вместе со всеми его подопечными.

Громкие и неожиданные отставки произошли на фоне известий о грядущем слиянии ряда оркестров, находящихся на бюджетном балансе города: к двум вышеупомянутым коллективам предлагается присовокупить Государственный симфонический оркестр Санкт-Петербурга, которым руководит Николай Корнев. Детали подобного замысла не раскрываются, однако представители творческого сообщества к нему относятся крайне скептически. «Эта идея носит чисто коммерческий характер», – полагает профессор Петербургской консерватории Павел Егоров. По его мнению, слияние трёх коллективов невозможно в принципе, поскольку все они устроены по-разному и сильно отличаются друг от друга.

Самим «жертвам» будоражащего вмешательства из Смольного вполне понятны мотивы, стоящие за их отставками. «Какого-либо движения против меня как личности нет – есть борьба за место, которое я занимаю», – рассказал «Нашей Версии на Неве» Александр Титов. Согласно условиям заключённого с ним контракта, работодатель в лице Комитета по культуре действительно был вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке, чем он и воспользовался.

Музыканты немедленно составили письмо к губернатору Георгию Полтавченко с требованием восстановить своего руководителя на рабочем месте. Однако по итогам встречи с чиновниками из профильного комитета, оркестр так и не получил никаких вразумительных ответов. Следующая попытка наладить диалог со смольнинским начальством обернулась и вовсе неожиданным «открытием»: оказывается, Александр Титов «не обладает должными лидерскими качествами», но сможет поучаствовать в предстоящем конкурсе на замещение дирижёрской должности.

Сам же господин Титов продолжает ходить на работу, только теперь он выполняет свои обязанности фактически на общественных началах. «Я не могу оставить оркестр – у нас есть определённые обязательства перед слушателями, есть соответствующие абонементы, в соответствии с которыми запланирован ряд концертов», – отмечает Александр Титов. По его словам, музыканты оказались фактически предоставлены сами себе.

Если же слияние «обезглавленных» оркестров всё-таки произойдёт, то непонятно, кто станет худруком новообразовавшегося коллектива. Дело в том, что профессионалов, которых могли бы занять директорское место, осталось не так уже и много. И оказалось, что городу просто-напросто нечего им предложить. Оклад, например, дирижёра Государственного академического симфонического оркестра составляет всего лишь 30 тысяч рублей. А музыканты и вовсе получают по 14-15 тысяч, что провоцирует постоянную текучку кадров.

По теме

В беседе с корреспондентом «Нашей Версии на Неве» депутат ЗакСа Максим Резник* выдвинул две версии, в которые укладывается нынешняя политика городской администрации в области культуры. «Возможно, что вся затея сводится к банальной оптимизации расходов, так как объединение неизбежно повлечёт за собой сокращение труппы артистов», – полагает народный избранник. По его мнению, за счёт «оптимизации» чиновники смогут повысить зарплаты оставшимся музыкантам и отчитаться об очередных достижениях перед вышестоящим начальством. «С другой стороны, ликвидация трёх оркестров путём создания одного приведёт к исчезновению конкуренции между ними, а это значит, что зарабатывать деньги с помощью концертной деятельности станет гораздо проще», – резюмирует он.

Резник не исключает, что в ближайшее время Петербург может услышать о новых отставках. Однако сам Александр Титов более категоричен. «Увольнять-то по сути уже некого», – говорит он, указывая на то, что пострадали лучшие городские оркестры.

Примечательно, что никто из тех, кого коснулась «карающая длань», не винит в произошедшем главу Комитета по культуре Виталия Панкратова. Несмотря на общее недовольство его однообразными репликами, люди полагают, что чиновник всего лишь является исполнителем чужой воли. А за его спиной стоят «серые кардиналы и кардинальши» Смольного. И совпадение запуска череды увольнений с уходом в отпуск Георгия Полтавченко явно носит неслучайный характер.

Впрочем, деятели культуры и их сторонники не оставляют надежды, что справедливость восторжествует, в администрации откажутся от задуманного слияния оркестров, а худруки вновь вернутся на свои места. «Случаи, когда общественности удавалось успешно противостоять чиновникам, есть», – подчёркивает Максим Резник. Теперь осталось дождаться, когда вернётся с отдыха губернатор, ведь именно с возвращением Полтавченко связывают второй акт игры, которой дирижирует кто-то из его подчинённых.

*
Максим Резник внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.10.2013 17:41
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх