Версия // Общество // Лёд тронулся…

Лёд тронулся…

2036
В разделе

В конце сентября петербургские депутаты, рассмотрев экспертное заключение специалистов Регионального токсикологогигиенического информационного центра «ТОКСИ», вникли в суть проблемы – в городе складываются условия, которые подрывают биологические основы иммунной системы здоровья людей. Необходимо срочно принять региональный закон «О химической безопасности в Санкт-Петербурге».

Как уже сообщала наша газета, в Петербурге более 600 предприятий всех форм собственности и ведомственной принадлежности ежегодно используют в различных производственно-технологических процессах до 14 млн тонн потенциально опасных химических веществ (ПОХВ) и ещё почти 60 млн тонн такой продукции ежегодно транзитом провозится через город («Бесконтрольная химия», «Наша Версия на Неве», № 09 (267), от 04.03. – 10.03.2013). Из общего количества ПОХВ, с учётом официально допустимых потерь, ежегодно порядка 700 тысяч тонн может «уходить» в почву, атмосферу и водные объекты Северной столицы. Например, по расчётам специалистов, пять лет назад (в 2007 г.) только на территории Колпинского района в окружающую среду могло попасть около 100 тонн химических веществ, обладающих аллергенными и канцерогенными (ядовитыми) свойствами. Воздействие химического характера такого уровня в значительной степени, как принято сейчас говорить, снижает качество жизни в городе. Уже сегодня интегральная химическая нагрузка на обычного горожанина приближается к тревожным показателям Евросоюза. Там ежегодно около 74 тысяч работающих в промышленной сфере умирают в результате воздействия на них опасных химических факторов.

Не стоит забывать о том, что впереди маячит и не слишком приятная перспектива – начало функционирования экспериментального завода по термической переработке опасных промышленных отходов. Его строительство сейчас разворачивается на полигоне «Красный бор» в Ленинградской области, совсем близко от Санкт-Петербурга. Так что мало не покажется…

В этой ситуации позиция постоянной комиссии по экологии и природопользованию, возглавляемой депутатом ЗакСа Виктором Ложечко, похоже, достойна уважения и поддержки городской общественности. Председателю комиссии парламентарии поручили сформировать рабочую группу по доработке концепции закона «О химической безопасности в Санкт-Петербурге» и самого законопроекта. Она должна приступить к работе не позднее 31 октября 2013 года. Очевидно, что членам рабочей группы будет нелегко разобраться в юридических тонкостях проблемы обеспечения химической безопасности населения. Во всяком случае, за десять лет с момента опубликования известного поручения Владимира Путина, конкретного правового обоснования и урегулирования этого вопроса ни один из субъектов Федерации не предложил.

Как записано в экспертном заключении «ТОКСИ», Конституция РФ в соответствующих статьях (71,72 и 73), устанавливающих предметы ведения и компетенцию органов власти, не использовала термины «химическая безопасность» и «обеспечение химической безопасности». Скорее всего, на период издания основополагающего правового акта Российской Федерации названная проблема включалась в понятие «экологическая безопасность», а угрозы химического характера не рассматривались как самостоятельные аспекты. В дальнейшем их наличие и смысл трактовались субъективно и, в результате, они не сформировали отдельную задачу органов государственной власти.

Впервые «обеспечение химической безопасности» как проблема была названа главой государства в 2003 году. Однако до настоящего времени в российское законодательство так и не включено словосочетание «обеспечение химической безопасности». Поэтому органы власти, в том числе и федеральные, не могут считать его предметом ведения. А отношение к проблеме чиновников при такой постановке вопроса общеизвестно: «скажут – займёмся, не скажут – инициатива наказуема».

Готовы ли петербургские депутаты разорвать порочный круг? На заседании, которое прошло 24 сентября, они приняли во внимание выводы специалистов «ТОКСИ» о наличии у Санкт-Петербурга в данном случае исключительных полномочий, предусмотренных Конституцией. Это когда по актуальной проблеме «…города федерального значения, …осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов». Правда, не отказывается комиссия ЗакСа и от попытки «раскачать» авторитетом петербургского парламента федеральный центр на внесение дополнений в Конституцию. В первую очередь – об установлении предмета ведения «обеспечение химической безопасности» и разделении полномочий в этом вопросе между ветвями органов власти.

Напомним, что в декабре 2012 года группа учёных-токсикологов Санкт-Петербурга направляла такое предложение в адрес полпреда Президента РФ в СЗФО Николая Винниченко.

Но явной поддержки у государственного чиновника столь высокого уровня инициатива специалистов не получила.

Не исключено, что это предложение тогда вообще не попало в руки полпреда. Как размышлял минувшей весной корреспондент «Нашей Версии на Неве», «видимо, среди подчинённых Винниченко не нашлось специалиста в области российского законодательства. Поэтому, кстати, обращение к полпреду по вопросу правового характера было поручено рассмотреть департаменту экономической политики. Судя по тексту ответа, недоработок в сфере химической безопасности в субъектах СЗФО нет, …предложения группы питерских учёных интереса не представляют».

В отличие от высокопоставленных обитателей Петровской набережной, петербургские депутаты расценили положения Конституции страны как прямое указание региональным органам власти к действию в поиске наиболее оптимальных решений проблемы химической безопасности населения. Несомненно, что принятие отдельного регионального закона позволит Смольному в свою очередь нормативно закрепить механизмы защиты населения от угроз химического происхождения (этиологии). Ведь именно такой законодательный акт приведёт к тому, что городская власть сможет эффективно регулировать негативные интегральные нагрузки на жителей Северной столицы.

В Санкт-Петербурге около 1000 наименований ПОХВ может быть использовано в террористических или экстремистских целях. Результаты наблюдений НИИ гриппа РАМН в Санкт-Петербурге и социально-гигиенического мониторинга, проводимого Роспотребнадзором в течение последних 15-ти лет, говорят о том, что рост детской и юношеской заболеваемости непосредственно связан с химическим фактором.

Химическая безопасность – совокупность условий, при которых населению гарантируется адекватное (нормальное) жизнеобеспечение за счет соблюдения технологических, инженерно-технических и санитарно-гигиенических требований к промышленно-производственным процессам, а также реализации на основе российского и международного законодательства органами государственной власти субъекта РФ необходимых управленческих решений в сфере оборота опасных и потенциально-опасных химических веществ.

Реализация органами государственной власти Санкт-Петербурга предлагаемых нормативно-правовых мер будет способствовать:

снижению социальной напряженности, обусловленной наличием, либо возможностью появления поражающих факторов химической этиологии, негативно воздействующих на население;

совершенствованию качества жизни, сохранению человеческого потенциала города;

использованию другими субъектами РФ наработок Санкт-Петербурга в решении проблемы обеспечения химической безопасности в рамках Конституции, федерального и регионального законодательства;

реализации международных договоров и конвенций по Балтийскому морю, ратифицированных Российской Федерацией.

(Из экспертного заключения РТГИЦ «ТОКСИ»)

(на фото: Динамика роста синтезированных и зарегистрированных химических веществ до 2050 года)

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.10.2013 18:29
Комментарии 0
Наверх