// // «Национал-предателей» ищут через СМИ?

«Национал-предателей» ищут через СМИ?

846
В разделе

Принятие законопроекта прошло, как по маслу. В третьем чтении за него проголосовали 430 депутата. Против выступили двое – Дмитрий Гудков, который уже привык плыть против течения, и Сергей Петров. Ещё один – депутат Зубов, не голосовал.

Согласно документу, иностранные компании и граждане, а также граждане России с двойным гражданством больше не смогут быть полноценными учредителями российских теле- и радиоканалов и печатных изданий, не смогут управлять ими ни напрямую, ни косвенно. Теперь предельно допустимая доля иностранных инвестиций в российские СМИ будет составлять всего 20%. Исключение сделано только для масс-медиа, которые образованы в соответствии с международными договорами (межгосударственные телерадиокомпании). До сих пор порог иностранного владения существовал только для телевидения и радио и составлял 50%. К тому же, опосредованно, через цепочку российских граждан, иностранцы всё же могли владеть теле- и радиоканалами.

К 15 февраля 2016 года СМИ должны пересмотреть свои учредительные документы и отчитаться перед Роскомнадзором. У россиян, которые контролируют масс-медиа через зарубежные компании, на пересмотр дел будет на год больше времени – им даётся отсрочка до 2017 года.

По оценкам экспертов, закон может затронуть больше половины российских СМИ, ведь многие из них зарегистрированы через офшоры.

Депутаты утверждают, что отстаивают национальные интересы родины и оберегают россиян от промывания мозгов недружелюбными иноземцами. Но кто же они, эти борцы за правду?

Три богатыря

Активно муссируются слухи о том, что законопроект придумали в Кремле. Тем не менее, у него существуют вполне конкретные авторы из числа думцев. Бумагу, защищающую доблестные российские СМИ от коварных иностранцев, представили три богатыря Госдумы, три «оппозиционера» – Вадим Деньгин из ЛДПР, справедливоросс Владимир Парахин и коммунист Денис Вороненков. Поскольку эти трое привлекли к себе внимание не только российской, но и мировой общественности, «Наша Версия на Неве» решила познакомиться с законотворцами поближе.

Главный по проекту, Вадим Деньгин, после отставки Алексея Митрофанова, борется за пост главы комитета по информационной политике Госдумы. Он прославился своими предложениями регистрироваться в социальных сетях по паспорту, а также критиковать программы телеканалов на «пятиминутке» в Госдуме. Известно также, что Вадим Деньгин любит мультфильм «Ну, погоди», но осуждает анимацию «Южный парк», который «внедряет детей в политику». Ну и, наконец, по Сети разошлась цитата из интервью Деньгина сайту «НГС. Новости»: «Депутат – это такая же тяжёлая работа, как если бы ты с полной отдачей разгружал вагоны».

Справедливоросс Владимир Парахин в начале года заинтересовал общественность своим масштабным долгом в размере 11,7 млн рублей. При этом, если верить декларации Парахина о доходах-2012, он заработал за год три миллиона рублей, а его супруга владела 23 миллионами.

Но интереснее всего личность коммуниста Дениса Вороненкова. В прошлом году он имел неосторожность подраться прямо в ресторане «Куршевель» с бывшим силовиком Андреем Мурзиковым. Драчун привлек внимание Анны Эткиной, партнёра замдиректора Финансовой лизинговой компании Андрея Бурлакова.

По теме

В 2011 году Бурлакова и Эткину в упор расстреляли в другом московском ресторане. Бурлаков скончался на месте, а Эткина выжила. Узнав о драке в «Куршевеле», она заявила: у неё есть доказательства того, что депутат Вороненков и бывший сотрудник спецслужб Мурзиков причастны к покушению. Анна написала об этом в заявлении на имя генпрокурора Юрия Чайки. Но, судя по нынешней законотворческой активности Вороненкова, жизнь его с тех пор никак не изменилась.

Зато с подачи самого коммуниста со товарищи может кардинально измениться жизнь российских масс-медиа.

Замечательно. А зачем?

По словам Деньгина, новый законопроект не имеет ничего общего с цензурой. Просто он должен защитить Россию от попыток «пропихивать статьи, которые начинают работать на пятую колонну». Риторика Владимира Парахина ещё более пафосна. Он говорит о «защите информационного пространства России от влияния иностранных компаний, иностранного мнения». В интервью «Коммерсанту» эсэр заявил, что «отчасти такой шаг можно назвать патриотичным», потому что «то, что мы видим на страницах некоторых газет, то, что порой публикуется, идёт вразрез вообще со здравым смыслом и какими-то понятиями».

По каким же таким понятиям надо действовать? Тут и Парахин, и даже спикер Госдумы Сергей Нарышкин говорят, как ни странно, об иностранном опыте, уверяя, что похожие законы есть и в Америке, и в Европе. Вот только в самой Европе эту информацию опровергают. Например, Sueddeutsche Zeitung пишет, что «подобное есть разве что в Китае».

Законотворцы уверены, что новый документ направлен на укрепление национальной безопасности. О том, так ли это на самом деле, мы расспросили доктора политических наук, заведующего кафедрой политологии Высшей школы экономики в Петербурге, эксперта Евросоюза Александра Сунгурова.

«Вопрос в том, как понимать национальную безопасность, – пояснил профессор «Нашей Версии на Неве». – Закон способствует возведению стены вокруг страны, ксенофобии, исключения её из всего остального мира. Да, ссылаются на примеры других стран. Но там уже давно всё изменилось. Весь мир идёт в сторону глобализации, а у нас принимают ксенофобский закон, согласно которому все проблемы идут извне, а в России всё в порядке. Но это неправда. Давайте закроем Интернет, газеты, и будем считать, что всё хорошо. Это то же самое, что перекрыть все краны на паровом котле, сесть на нём и надеяться, что ничего не взорвётся. Взорвётся когда-нибудь.

И проблем будет гораздо больше, чем было бы, если бы мы решали их мирными, демократическими методами».

По мнению Александра Сунгурова, Россия рискует встать на путь Северной Кореи, с той разницей, что там есть идеология, а у нас – никакой, кроме принципа «Бей своих, чтоб чужие боялись». «Все эти законы принимают люди с короткими мыслями. Это лишний раз подтверждает, как верен эпитет в отношении нашей Думы – взбесившийся принтер», – подвёл итоги политолог.

«Чужие» среди нас

Больнее всего новый закон ударит по телегигантам – холдингу СТС Media (каналы СТС, «Домашний» и «Перец») и каналу Disney, название которого говорит само за себя. CТС Media Inc. зарегистрирован в американском штате Делавэр, 37.9% акций компании принадлежат шведской Modern Times Group, 35% торгуются на NASDAQ.

Иностранцев полно среди кабельных и спутниковых каналов. Коснётся нововведение и радиостанции «Эхо Москвы», среди акционеров которой значится израильский гражданин Владимир Гусинский.

Большинство популярных изданий, которые продаются в газетных киосках, выпускается при активном участии иностранных компаний. Это и практически весь глянец, который депутат Вадим Деньгин почему-то считает особенно опасным с точки зрения идеологии, а также деловые издания.

Из крупных петербургских СМИ новый закон коснется «Фонтанки.ру», «Делового Петербурга», к выпуску которых самое прямое отношение имеет Bonnier Publications, а также «Мой район», которым владеют норвежцы Schibsted. Питерскому глянцу в лице «Собаки.ру» и Time Out, как оказалось, бояться нечего, равно как и газете Metro, которую уже давно выкупил у шведских владельцев банк «Россия». Однако тут кроется неожиданная проблема – совладелец этого кредитного учреждения Юрий Ковальчук и его партнёры предпочитают участвовать в медийном бизнесе через кипрский Telcrest.

По теме

Издатели пока не решаются делать прогнозы и давать комментарии относительно своих дальнейших действий. Прогнозы экспертов неутешительны – они сулят российским СМИ ещё больший контроль со стороны властей, чем прежде, а также серьёзный отток иностранного капитала. Зато «пятая колонна» пошатнётся.

СМИ с иностранным капиталом

ИД Burda – 18 миллионов читателей:

журналы Burda Moden, «Лиза», «Отдохни», Playboy, SALON Interior, «Мой прекрасный сад»

ИД Hearst Shkulev Media – 13,5 млн:

журналы ELLE, MAXIM и Marie Claire, Psychologies и Departures

ИД Sanoma Independent Media – 11,6 млн:

газета «Ведомости», The Moscow Times и The St. Petersburg Times, журналы Cosmopolitаn, Men’s Health и Women’s Health, Harper’s Bazaar, «Домашний очаг», National Geographic Россия и «Популярная механика»

Bonnier Publications: «Фонтанка.ру», «Деловой Петербург», «Гастрономъ», «Школа гастронома», «Коллекция рецептов», «Женские секреты» и «Садовник»

Bauer Media: журналы «Всё для женщины», «Тайны звёзд», «Народный совет»

«Эдипресс-Конлига»: журналы «Самая», «Сабрина», «Вязание – ваше хобби» и др.

Axel Springer Russia: журналы Forbes, OK! и Gala Биография, GEO

Conde Nast: журналы Vogue, GQ, Glamour, AD, Tatler

Вместе эти издательские дома охватывают 60 млн читателей.

Евгений ФЁДОРОВ, депутат Госдумы, партия «Единая Россия»:

– В Советском Союзе были массовые пропагандистские ресурсы –и были элитные, нап-равленные на более узкую и квалифицированную аудиторию: управленцев, ученых, интеллигенцию в целом. Точно так же и внешняя система управления США: есть широкий пропагандистский ресурс – и есть более узкие ресурсы, к которым, например, относится газета «Коммерсантъ». Это люди высочайшей квалификации, великолепные профессионалы, но они на 100% являются агентами США. То есть они отобраны, идеологически подготовлены и направлены на пропагандистскую работу в России. При этом они не гнушаются распространять ложную информацию.

Дмитрий ГУДКОВ, депутат Госдумы, партия Справедливая Россия:

– Чего вы испугались? Газету «Ведомости»? Вы же сами читаете эту газету. В Администрации Президента, откуда спустили этот законопроект, читают эту газету для того, чтобы понимать, что происходит в экономике.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.10.2014 13:21
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Новости партнеров
Еще на сайте
Наша версия на Неве - региональное приложение общероссийской газеты независимых журналистских расследований «Наша версия»
Наверх