Версия // Общество // Почему погибла дуэльная традиция в России?

Почему погибла дуэльная традиция в России?

7692

Яков Гордин: «Дуэль позволяет понять, что такое дворянин»

В разделе

В конце октября Яков Гордин, главный редактор журнала «Звезда», литератор, представил книгу «Русская дуэль. Философия. Идеология. Практика».. К декабрю этот труд уже тяжело встретить на книжных прилавках Петербурга. Корреспондент «Нашей Версии на Неве» побеседовал с Яковом Аркадьевичем о дуэльной традиции былого.

– Сколь правомерно утверждение, что по дуэлям можно изучать русскую историю?

– Это был некий стержень, стиль поведения, восприятие окружающего мира, себя в общности…. Без дуэльной традиции не понять, что такое «русский дворянин» и как эти люди жили, пока играли существенную роль в жизни Империи. А без этого понимания вообще не познать, что с нами, в конечном счёте, произошло.

В екатерининское время родилось дворянство в том его облике и нравственном, и в стиле поведения, который нас так привлекает. Для этих людей представление о себе, как человеке чести, – важнее жизни. Дуэль же выполняла функцию защиты чести. Традиция была устная. Письменных кодексов не было до 1836 года, когда он, наконец, пришёл, изданный на бумаге, из Франции. Была и дуэльная эпидемия. Есть свидетельства: вдруг все стали вызывать друг друга по любому глупому поводу. В чём дело? Это имело педагогическое значение. Дворянство, осознав себя корпорацией, для которой важно понятие личного достоинства, таким путём вырабатывало стиль поведения: что можно, а что нельзя по отношению к равному себе. Довольно быстро он был выработан.

Дуэльная традиция – необычайно многообразна. Были дуэли, нарушавшие положения дуэльного кодекса, были те, которых вообще не должно было быть, поскольку не решались поединками те или иные проблемы. Но был и некий стержень. Настоящие уважающие себя дворяне-дуэлянты следовали очень строгим правилам. Нарушить их было не меньшим позором, чем отказаться от дуэли.

– Не могли бы рассказать о сути такого явления, как дуэль?

– В основе дуэльной традиции (её не нужно путать с романами Дюма, средневековым божьим судом, рыцарскими турнирами – всё разные вещи) – честь. Это понятие стало реальным после того, как появился манифест о вольности дворянства, в 1762 году. Тогда они были освобождены от телесных наказаний. Личная неприкосновенность, охранение человеческого достоинства дало возможность говорить о дворянине как о человеке-носителе чести. Сформулировать что такое честь – довольно тяжело, многомерное понятие.

Для русского дворянина, как я понимаю это: соответствие самопредставления представлению о тебе твоего визави. Насколько ты уважаешь себя – настолько тебя должны уважать окружающие. В противном случае – урон чести. Жить в таком ущербном состоянии идеальный русский дворянин не мог.

– Некоторые ключевые исторические персонажи вне дуэльного контекста немыслимы. Как Пушкин.

– Дуэли у него были очень разные. Пушкин, например, был в некотором роде эталонным дуэлянтом. Для него дуэль – способ защиты чести. Многочисленные поединки его молодости – не просто защита своего достоинства. Но защита достоинства первого поэта России, который формально мог восприниматься как мелкий чиновник. Пушкин-дуэлянт – крайне интересная тема. Так же, как и Лермонтов-дуэлянт.

Последняя дуэль – смертельная ссора Мартынова, стремление убить Лермонтова – вещь не совсем понятная, требующая изучения. Это был излёт дуэльной традиции. Помним, как в «Герое нашего времени» Лермонтов воссоздаёт дуэльную ситуацию, когда секунданты одной стороны хотели вообще поставить вооружённого против безоружного, что ещё десять лет назад никому бы и в голову не пришло. Это чудовищная подлость, убийство вместо дуэли.

По теме

– Каково ваше мнение – почему дуэльная традиция погибла?

– Во-первых, дворянство перестало играть ту роль, которую играло до николаевского времени. Даже не в том дело, что при Николае дуэли больше преследовались, чем при Александре. Ничего особенного не было. Ну, Лермонтова за дуэль отправили в Тенгинский полк. Послали воевать – ничего особенного. Пропал высокий смысл дуэли.

Для дворянина 1850-60-хх годов казались более важными другие вещи. Жизнь принципиально изменилась. Интерес к индивидуальной стороне дворянской жизни, защите своего достоинства, как индивидуума, очевидно, потонул в достаточно бурной общественной жизни. Появились другие представления о героическом акте.

Вот Бакунин. Во второй половине 1830-х отказался от поединка. Его обвиняли в трусости. А на самом деле это был человек невероятной храбрости. Прошло десять лет, и на баррикадах европейских революций он вёл себя как герой. Как и в австрийском каземате, где его держали на цепи. И так далее. Для него рисковать жизнью ради такой эфемерной вещи как дворянская честь, когда перед ним стоит задача переделать мир, – бессмысленно. У дворянства появились другие цели, более прозаические. Дуэли стали частными случаями, уже не составлявшими традицию. Офицеры уже не хотели рисковать жизнью из-за такого понятие как честь. Поэтому в 1890-е годы был издан указ, обязывающий офицеров стреляться по решению офицерского собрания. Высшей власти показалось, что дворянский дух уходит. И он действительно уходил. Мера была неорганичной. Дуэли стали нежеланными.

– Как вы относитесь к телебаталиям, когда известные общественники устраивают хамские словесные перепалки, почему-то называя их «поединками»?

– Это просто глупость – что тут скажешь. Дискуссии, которые ведутся в базарном стиле, бессмысленные склоки, никакого отношения к поединкам не имеют. А назвать можно что угодно и как угодно.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.12.2014 11:08
Комментарии 0
Наверх