Версия // Общество // Раввин Певзнер: «Мир – это не сто процентов добра»

Раввин Певзнер: «Мир – это не сто процентов добра»

3260
В разделе

Несколько лет назад 20-летний москвич Александр Копцев устроил резню в столичной синагоге на Большой Бронной улице: войдя туда во время вечерней молитвы, он вытащил 18-сантиметровый нож и с криками «Хайль, Гитлер!» начал всаживать его в спины людей – по самую рукоятку. На суде молодой националист рассказал, что своим примером хотел вдохновить всех борцов с «еврейскими заговорщиками», что, кстати, ему частично удалось: через двое суток нападение было совершено уже на прихожан в Ростове-на-Дону.

Сегодня при входе в Большую хоральную синагогу в Петербурге стоит внушительного вида охранник – после московской резни здесь были усилены меры безопасности. «Можно посмотреть, что у вас в сумке?» – вежливо интересуется он и, убедившись в отсутствии подозрительных предметов, сразу же пропускает.

Синагога в начале Лермонтовского проспекта за последние десять лет пережила два покушения. В 2004 году к воротам подложили предмет похожий на взрывное устройство, которое оказалось муляжом. Спустя восемь лет на территорию молельного дома швырнули два «коктейля Молотова» – одна из бутылок не воспламенилась, а вторая разбилась об ограду и загорелась. К счастью, обошлось без жертв. ГУВД обвинило в нападении активистов-оппозиционеров, митинговавших в этот же день на Исаакиевской площади. Сами представители культового учреждения посоветовали СМИ не придавать этой истории большого значения, предположив, что взрывчатку бросил подросток, решивший пощекотать себе нервы.

Сотрудники синагоги вообще не любят рассуждать на тему межрелигиозных распрей и национализма, полагая, что «еврейский вопрос» более не актуален. Впрочем, несмотря на то, что его действительно сменили вопросы «кавказский» и «таджикский», а еврейские заговоры сегодня разоблачают разве что радикальные православные историки и профессиональные патриоты, охрану у входа предпочитают пока не снимать.

– Она нужна, увы, как и во многих общественных местах сегодня... хотя никаких серьёзных происшествий за последнее время у нас не было, – говорит Менахем-Мендел Певзнер, главный раввин Петербурга.

По его словам, бытовой уровень антисемитизма всегда был, остаётся он и сегодня. Правда, теперь видоизменился. Конечно, если ты еврей, то можешь получить порцию негатива, но сегодня агрессия преобладает более в виртуальном пространстве. Например, в Интернете, в виде откликов на какую-то статью. Хотя кто знает, сколько человек писало эти отзывы – восемнадцать или один....

Господин Певзнер занимает довольно-таки аскетичный кабинет на втором этаже синагоги. Небольшой рабочий стол, компьютер, четыре стула, никакой роскоши по случаю торжества. Рав поспешно принимает поздравления с праздником и спрашивает – не против ли, если он покурит трубку?

В этом году начало еврейского Нового года выпало на вечер 4-го сентября, что считается сенсацией. Рош Ашана 2013 оказался самым ранним за 114 лет. Это почти столько же, сколько лет петербургской синагоге.

В конце прошлой недели здесь проходили новогодние праздники – по еврейскому календарю наступил 5774 год. Кстати, если расшифровать цифру «5774» получается «Тигьешнасэд» –

«Пусть будет год свидетельства» – пояснил в одном из интервью Рав Певзнер. Корреспондент «Нашей Версии на Неве» попросил его расшифровать это послание.

– Когда-то Марк Твен сказал «если вы хотите убедиться в существовании Бога, посмотрите на евреев». Смысл в том, что каждый еврей является как бы живым свидетелем существования Бога. Всевышний создал человека для определенной цели и миссии. Он потенциально наделён такими же качествами, как и Всевышний. В христианстве это называется «по образу и подобию». Соответственно, когда человек ведёт себя подобно Ему, помогая бедным, нуждающимся, не завидуя и не обманывая, он будет свидетелем Бога.

– Сегодня некоторые констатируют большой отток людей из синагог, то есть они уходят в атеизм?

– Я не согласен с этой точкой зрения. Как говорится, на операционном столе атеистов нет. Скорее тут вопрос, насколько человек посвящает себя религии и связывает с ней свою судьбу. Просто многие не воспринимают и не способны жить в религии, но это не атеизм. Хотя в нашей синагоге сегодня меньше прихожан не стало.

– Сколько лиц иудейского вероисповедания сегодня проживает в Петербурге?

– Около ста тысяч.

– Сегодня многие отмечают агрессивную пропаганду православия, как «образующей религии народов России». Как вы относитесь к этому процессу?

– Если православие возрождается в позитивном смысле, то это хорошо в отношении всех религий. Мир большой, для каждого хватит здесь места. Агрессию мы пока не наблюдаем, бывает, что люди путают агрессию с информированием. Я, напротив, считаю, что в нашем обществе не хватает воспитания, связанного с религией.

– Социум сам сегодня не может регулировать вещи, которые долгое время регулировала религия?

– Думаю, что не всегда. Печальный опыт был в гитлеровской Германии, когда общество, состоящее из культурных интеллигентных людей, вдруг решило, что можно безнаказанно убивать других. Это ведь именно социум создал возможность для появления гетто, концлагерей. Но если человек понимает, что есть высшая сила, которую он не обманет, то он ведёт за углом стоит полицейский, ты не будешь уже нарушать правила дорожного движения.

– За последние два десятилетия христианство претерпело существенные изменения, иудаизм как будто тоже становится либеральнее?

– Думаю, что здесь вопрос не в интерпретации законов Бога, а в преподнесении их людям. Мы не имеем право менять саму религию, и в этом плане иудаизм не претерпел никаких изменений. Остальное диктуют реалии дня. Например, мы можем разослать сотни смс-сообщений в считанные минуты нашим прихожанам. Это очень удобно в плане информирования людей о предстоящих мероприятиях. Кроме того, я сомневаюсь, что 500 лет назад в синагоге могли проходить концерты. Она и сейчас остаётся святым местом, но сегодня здесь возможно проведение некоторых публичных мероприятий. К примеру, в этом году впервые двери нашего заведения были открыты для городского мероприятия Ночь музеев. Это не идёт вразрез с заповедями. В конце концов, такая открытость рассказывает о нас людям и может помочь привлечь их к нам.

– В последнее время многих «переманил» буддизм и, нужно сказать, люди выбирают его небезосновательно. Переходят ли петербуржцы в иудейство?

– Нет, это не является массовым явлением. Наша религия не ставит целью кого-то переманить. Разумеется, есть случаи перехода, как правило, они связаны с вступлением в брак. Если человек хочет поменять веру, то мы открыты. Но для этого ему придётся пройти достаточно сложную процедуру. У нас ведь 613 заповедей, даже самих евреев впечатляет эта цифра.

– В синагоге сегодня проходят празднества, связанные с Новым годом. Националисты не пытались «поздравить вас»?

– Как я уже говорил, оскорбления в основном бывают на бытовом уровне, но чтобы кто-то звонил или угрожал по электронной почте, такого нет. Петербург в целом доброжелательный город. Конечно, всё бывает, мир ведь не несёт 100% добра.

– А какой окрас у современного национализма, на ваш взгляд?

– Такой же, как и всегда. В головах у людей путаница. Они путают гордость за свою страну с понятиями «Я лучше других» или «Наша нация самая добрая, хорошая...». Объекты национализма меняются, его принцип никогда. Есть такая притча. Кстати, очень показательная. У одного праведника было два сына. Младший оказался выше ростом старшего, и вот однажды, во время игры, старший выкопал ему яму и сказал – вставай туда. Пришлось тому встать. «Зачем ты сделал это? – спросил отец старшего сына – Ты же мог принести стул и просто встать на него». Смысл в том, что ты не становишься выше, оскорбляя и унижая других.

– В прошлом некоторые известные политики были националистами. Как вы считаете, существуют ли сегодня среди петербургских политиков антисемиты?

– Нет, вы знаете, я не могу сказать, что кого-то из современных политиков можно назвать ярым антисемитом. Особенно в Петербурге. Сегодня евреи, на мой взгляд, не чувствуют себя здесь хуже других народностей.

– А вас коробят оскорбления, стереотипы в адрес евреев?

– Меня лично? Нет. Что человек на самом деле хочет сказать этим оскорблением? Может быть, у него не всё удачно в жизни сложилось, и он таким образом вымещает злобу на других людях? Тогда его жалеть надо.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.09.2013 18:06
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх