// // Случайный отпрыск капитании

Случайный отпрыск капитании

711
В разделе

Согласно морскому праву, в порту есть один и только один начальник. Он отвечает за то, как соблюдаются на вверенной территории нормы торгового мореплавания, а так же является руководителем лоцманской, спасательной и сигнальной служб. Закон «О морских портах в Российской Федерации» предусматривает, что капитан морского порта непременно обязан иметь высшее профессиональное образование в области морского судовождения и рабочий диплом, которым подтверждается право занимать соответствующую должность.

Именно таким человеком был скончавшийся два с половиной года назад Александр Глухов, которого называют одним из крупнейших специалистов петербургского порта. Считается, что оба его сына – Олег и Игорь, пошли по стопам отца. Первый долгое время руководил портом «Усть-Луга», а позднее фактически стал вторым лицом портовой власти в Санкт-Петербурге. Что касается второго – Игоря, то он нашёл себя в морском агентском бизнесе, до недавнего времени занимая пост генерального директора ЗАО «Инфлот Ворлдвайд СПб». В ноябре 2012 года Игорь Глухов поссорился с партнёрами и, покинув компанию, которая считается общепризнанным лидером портового агентирования и индустрии туристических круизов, перешёл работать к прямым конкурентам в «ИнтерКонтиненталь Марин».

Однако нас сегодня интересует не столько то, легка ли судьба перебежчика (к этой теме «Наша Версия на Неве» вернётся в ближайшее время), сколько капитанская история его брата Олега. Причём неподдельный интерес к личности Олега Александровича проявляет и Санкт-Петербургский линейный отдел МВД РФ на водном транспорте. Полицейские чины озадачились тем, что на имя Олега Глухова были выданы сразу два рабочих диплома капитана дальнего плавания – №394/2000 от 18.02.2000 г. и №1010104426 от 20.11.2008 г. А месяц назад правоохранительные органы истребовали от портовых властей протокол комиссии, выдавшей ему первый капитанский диплом, должностные инструкции и приказы о назначении Глухова в «Усть-Лугу» в связи с проверкой по факту того, что соискатель предоставил недействительные справки о плавании, чтобы обзавестись заветной корочкой.

Где ты плавал, моряк…

Вообще-то мореманы не плавают, а ходят, предпочитая замечать, что плавает содержимое гальюна. Но в нашем случае выбирать, похоже, не приходится.

Когда Олег Глухов очень захотел стать капитаном, в квалификационную комиссию им были представлены документы, подтверждающие то, что соискатель в должности старпома четыре месяца и три дня находился в рейсе на теплоходе «Славянка», три месяца и три дня – на сухогрузе «Ижора», шесть месяцев и 27 дней – на контейнеровозе «Чоянг Волга», а так же шесть месяцев и 26 дней – на теплоходе «German Senator». Итого – фактически 21 месяц бродил по морям-океанам.

Мы не просто так затеяли эту арифметику. В соответствии с Кодексом торгового мореплавания в Российской Федерации (ФЗ №81 от 30.04.1999 г.) и Положением о дипломировании экипажей морских судов, штурман Олег Глухов должен был провести на просторах мирового океана не менее 18 месяцев в должности старшего помощника. Поэтому предъявленные в квалификационную комиссию документы позволяли присвоить ему капитанское звание и высший портовый чин.

Однако по справкам, предоставленным по просьбе «Нашей Версии на Неве» администрацией морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», следует, что Олег Глухов выходил в рейсы лишь два раза (причём в должности второго помощника капитана) на теплоходе «German Senator» под либерийским флагом. В 1998 году он провёл в море семь месяцев, и столько же в 1999-м. Если верить глазам, то Глухов вообще не имел права получать диплом №394/2000. Как стало известно, паспорт моряка при получении диплома им не предъявлялся, во всяком случае копии странички из этого документа о «старпомовском опыте» в личном деле почему-то отсутствуют.

По теме

Возможно, Глухов так и остался бы работать в области страхования морских судов или независимой экспертизы на водном транспорте. Но квалификационная комиссия дала сыну заслуженного капитана дальнего плавания Александра Глухова шанс высоко взлететь по карьерной лестнице.

Фальшивые специалисты стали настоящим бичом для России. По экспертным данным, каждый четвёртый «профессионал» предъявляет при приёме на работу диплом сомнительного происхождения. В позапрошлом году даже руководство МВД, как упоминалось в прессе, было вынуждено признать, что порядка трети сотрудников этого ведомства имеют фальшивые документы о получении образования. Наши коллеги из информационного агентства «Город новостей» утверждают, что уже обнаружены поддельные дипломы детского хирурга, авиадиспетчеров, гражданских и военных лётчиков.

На этом фоне, понятно, Олег Глухов выглядит настоящим «морским волком» в капитанской фуражке. Ведь в его случае вопросы возникают не к корочке-сертификату. Правда, следует уточнить, что в типовом заявлении на квалификационную комиссию указывается буквально следующее: «… все документы, предоставленные мною, получены законным путём и не содержат фальсифицированной информации».

Даже удивление берёт, зачем же к Олегу Глухову транспортная полиция прицепилась?

Дилетанты портовой жизни

Наиболее вопиющие факты, свидетельствующие о том, к чему приводит непрофессионализм портовых начальников, коллекционируют журналисты из специализированного информационно-аналитического агентства «В окияне-море».

По их информации, капитан порта Витино в Мурманской области – рыбак по образованию Виктор Бородачёв, руководствуется в своей работе низкокачественными Обязательными постановлениями, которые фактически обманывают мореплавателей, предоставляя им ложные сведения о габаритах подходного канала. При этом в порт Витино в основном заходят танкеры и атомные ледоколы. Так и до ядерной аварии недалеко.

Не менее вопиющие случаи происходят и у наших соседей по бывшему СССР. Например, Леонид Павленко «дослужился» по поддельным документам до капитана Черноморского флота Украины. Его разоблачение последовало ещё в 1998 году, но поскольку возможный срок привлечения Павленко к уголовной ответственности истёк, капитан-самозванец продолжает занимать высокий портовый пост. Когда-то давно он ходил в моря матросом, потом решил подняться по партийной линии. Став штурманом дальнего плавания, Леонид Павленко умудрился одновременно трудиться на берегу и ходить в дальние рейсы. Таким образом появился требуемый 18-месячный плавательный ценз для оформления капитанского диплома. Удивительно то, что старпома с теплохода «Азербайджан», по словам корреспондента одесской газеты «Вечерние Вести» Натальи Разумовской, «всегда забывали отмечать в судовых ролях портов Копенгагена, Хельсинки, Санкт-Петербурга, Бергена, Барселоны, Неаполя, Лиссабона и других».

В июне 2011 года в поле зрения информационно-аналитического агентства «В окияне-море» попал и капитан порта «Усть-Луга» Олег Глухов, издавший, по мнению журналистов, «фантастическое распоряжение №14/11 в связи с тем, что судно-сборщик льяльных вод «СЛВ-012» село на грунт в районе буя №3 входного фарватера». Пункт третий указанного распоряжения сообщал, что из-за несовпадения линии створных знаков с осью Лужского фарватера мореплавателям следует соблюдать осторожность.

В том пассаже раскрывается полная некомпетентность капитана дальнего плавания Олега Глухова. Ведь воображаемая линия створных знаков (двух башень с огнями наверху и вертикальными белыми полосами) является направлением безопасного плавания. Чтобы гарантированно избежать неприятностей, нужно двигаться так, чтобы белые полосы сливались в одну. А ось фарватера – это его середина и самое глубокое место, на которое и указывают створные знаки. И не совпасть одно с другим просто не может.

Как считают коллеги из «В окияне-море», капитан Глухов был бы прав в двух случаях: если бы река поменяла своё русло либо если бы некие враги портового начальника ночью «собрали толпу рабочих, экскаваторы, грузовые вертолёты, бесшумно выкопали и перенесли на другое место, по крайней мере, один створный знак». А так он превратился в обыкновенного сказочника и объект для насмешек в интернете. Слава богу, этого не узнал Глухов-отец…

Счёт пошёл на миллионы?

Вплоть до середины 2008 года Олег Глухов предпочитал, вероятно по примеру брата Игоря, заниматься коммерческой деятельностью, не связывая себя с государственной службой. Но получение второго диплома капитана дальнего плавания №1010104426 подвигло его стать портовым руководителем «Усть-Луга», однако новичок проявил себя на новом месте весьма странным образом, и в январе 2012 года контракт с ним продлён не был. А поскольку речь идёт о служебных взаимоотношениях, то можно предположить, что основанием к освобождению Олега Глухова с должности капитана этого порта стали причины профессионального характера.

Некоторое время после обидного поражения наш герой занимал должность заместителя капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» по работе с филиалами. Но морская карьера Олега Глухова прервалась лишь в ноябре 2012 года, когда Росморречфлот настоял на пересмотре структуры и штатного расписания «Большого порта Санкт-Петербург», в связи с чем должность заместителя капитана по работе с филиалами подлежала сокращению. По собственной информации «Нашей Версии на Неве», вакантными оставались места не только секретаря-референта в Усть-Луге или моториста-матроса в службе АХО (плавсостав катеров), но даже должность капитана морского порта Выборг. Видимо, претендовать снова на пост портового начальника Глухову не позволило то, что вопросом его «капитанства» к этому времени уже заинтересовались правоохранительные органы.

Не исключено, что вскоре случайному отпрыску капитании придётся ответить, на каком основании он на протяжении длительного времени кормился за государственный счёт. Если сложить служебное жалование и иные выплаты Олега Глухова, то получится… Впрочем, давайте лучше вспомним анекдот, как линия сворных знаков не совпадает с осью фарватера. И всё станет ясно…

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 27.06.2013 16:21
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Новости партнеров
Еще на сайте
Наша версия на Неве - региональное приложение общероссийской газеты независимых журналистских расследований «Наша версия»
Наверх