Версия // Общество // Трудно ли быть богом?

Трудно ли быть богом?

1823
В разделе

Какая может быть связь между Днём внутренних войск МВД и мастерами российского кинематографа? Пусть этот вопрос будет эпиграфом к небольшой истории, которую корреспонденту «Нашей Версии на Неве» поведал бывший заместитель начальника Санкт-Петербургского военного института внутренних войск Артур Жакович.

Ни для кого не секрет, что отечественное кино всё ещё переживает не лучшие времена. Кризис, начавшийся в конце восьмидесятых годов и подаривший нам целый выводок отвратительно пищащих бастардов под названием «перестроечные фильмы», длится до сего дня. Пленка стала качественнее, однако среднестатистическая лента всё так же вызывает стойкую депрессию и массовое отмирание нейронов у любого человека с IQ выше 80. В первую очередь столь скорбная ситуация складывается вокруг определённого типа комедий, снятых при содействии или, скорее, соучастии неких развлекательных телеканалов.

Не намного лучше идут дела и в кругах кино, претендующего на серьёзность. Если трест, как писал О. Генри, рушится изнутри, то такая же беда подстерегает и серьёзный фильм: первая и самая главная опасность, которая ему угрожает – режиссёр. Возьмём, к примеру, некую абстрактную картину, снятую, скажем, в 2007 году и освещающую перед зрителем некоторые извечные вопросы добра и зла. Блестящий актёрский состав, острое психологическое напряжение, туманная развязка. Но вот под занавес встает режиссёр и актёр в одном лице, этакий играющий тренер, и одной короткой, полной напыщенного самолюбования речью разбивает в прах всё то хорошее впечатление, какое фильм успел произвести на зрителя.

При подобном анамнезе ярче выглядят по-настоящему значимые работы. В конце концов, как гласит поговорка, если бы не было ночи, мы никогда не увидели бы звёзд. Фильм «Трудно быть богом» можно поистине назвать такой звездой, но мы не будем этого делать – описывая гениальное произведение искусства, пользоваться штампами попросту постыдно. А ведь Алексей Герман, как ни поверни, был гением, да простит нас его дух за излишнюю патетику.

Профессиональными критиками довольно уже было сказано о «режиссёрском видении», углах съёмки и цветовой гамме. Мы же собирались потолковать о разных вещах: не только о королях, но и о капусте. Итак, каким же образом связана лебединая песня Алексея Германа с внутренними войсками? Оказалось, что более тысячи курсантов ВВ сыграли небольшие роли в этом фильме. К празднику – Дню внутренних войск, корреспондент «Нашей Версии на Неве» побеседовал с Артуром Жаковичем, бывшим заместителем начальника по работе с личным составом Санкт-Петербургского военного института внутренних войск, ветераном боевых действий, награждённом Орденом Мужества. Артур Валентинович кратко рассказал нам об участии его подопечных в съёмках и самом Алексее Германе:

– Как вообще возникла идея занять курсантов в фильме?

– Это непростое дело было, не сразу решилось. Съёмочная группа обратилась к руководству института, поскольку требовалась большая массовка, и ректор, рассмотрев вопрос, принял решение оказать содействие.

– Сколько курсантов приняло участие?

– Желающих было очень много,

у нас и офицеры, и курсанты многие очень хорошо знают фильмы Германа. Конечно, им было интересно поучаствовать в съёмках, встретиться с ним лично. Снималось больше тысячи человек, на фортах съёмки шли, вот дней десять-двенадцать там и снимали.

–В роли кого выступили курсанты?

– В массовке. Монахов, например, надо было очень много.

– Какой он – Алексей Герман? Трудно участвовать в такой работе?

– И трудно, и интересно. Съёмки, в основном, вечером шли, вот это было сложно, конечно. Массовка в тысячу человек, больше даже, ими надо всеми управлять. Герман, конечно, справлялся мастерски. Постоянно что-то рассказывал, какие-то случаи, истории. Все это было очень интересно, он вообще был очень талантливый, притягивающий человек.

– Были ли какие-то забавные эпизоды?

– Да, конечно. Студентам, например, было интересно первые дня четыре, потом начинали сбегать куда-нибудь, прятаться. По кустам отсиживались, чтобы поспать немного. Вот Герману и приходилось их заставлять, в одну сторону офицеров посылал отлавливать их, в другую сам шёл, прямо палкой по кустам шарил.

Были моменты, когда надо в воде сниматься, есть там эпизод, как монах сваи вкручивает, а вода холодная, никто туда лезть не хочет. Вот он и уговаривал, заставлял. Кого-то и крепким словом, а иногда какие-то примеры приводил. Находил подход. Он очень хорошо умел организовывать людей.

– А вы смотрели фильм?

– Ещё не смотрел, но планирую, причём вместе с сыном. Он в Суворовское училище пошёл, потом вот наш институт закончил. Я его с собой на съёмки брал, ему интересно, конечно, было. Теперь хотим посмотреть результат. Тем более, Алексей Герман – это такой человек особенный, если бы я не знал его биографию, был бы уверен, что он кадровый офицер.

Он не был офицером. Более того, хоть сослагательное наклонение и не в моде, можно всё же предположить, что врач увидел бы в нём собрата-врача, ремесленник – такого же работягу. Свойство широты души и ума – быть близким и понятным для всех.

«Трудно быть богом» действительно отличается от своих скучных собратьев. Мудрый сказочник Герман рассказал нам историю человеческого выбора и боли, однако его фильм, в отличие от множества пессимистически-чернушных порождений отечественных киностудий, оставляет после себя не гадливое желание вымыть руки, но светлую печаль лимба и веру в людей.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.04.2014 17:12
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх