// // Императорскому фарфоровому заводу исполнилось 270 лет

Императорскому фарфоровому заводу исполнилось 270 лет

799
В разделе

Завод – не только глава общей летописи русской промышленности, керамики. Это история страны в миниатюре. С её размахом, роскошью, неразрешимыми проблемами. Наиболее интересные страницы развития фабрики – в материале «Нашей Версии на Неве».

Завод – не только глава общей летописи русской промышленности, керамики.

Это история страны в миниатюре. С её размахом, роскошью, неразрешимыми проблемами. Наиболее интересные страницы развития фабрики – в материале «Нашей Версии на Неве».

Императорский фарфоровый завод стал первым в своём роде на российской земле. И одним из первых – в Европе. До Петра I гончарное производство носило кустарный характер. Специализировались на выделке кирпича и черепицы. Изготавливали и простейшую глиняную посуду или «ценные глиняные изделия» (например, изразцы). Будет справедливо заметить, что потребность в керамике была самой насущной. Это верно и в плане утвари, и предметов роскоши. Так сложилось, что российские монархи питали особые чувства к фарфоровым изделиям.

На определённом этапе изготовление фарфора стало идеей фикс. С ней связывалась успешность государства.

Доподлинно известно: Екатерина Алексеевна, супруга первого императора, была большой любительницей фарфора. Муж нередко заказывал ей заграничные фаянсовые и фарфоровые вещицы.

В 1716 году царь путешествуя по Голландии, Франции, Германии наведался в Ueber die Porzellan-Manufactur zu Plaue in Biester. Остался впечатлён, и решил организовать такую мануфактуру в России. Фарфоровое дело было решено поднимать сродни архитектуре. Приглашали иностранцев в Россию, русских отправляли на обучение в Европу.

Идея фикс

Одним из идеологов фарфорового дела стал поставщик государев – Афанасий Гребенщиков. Он стал разрабатывать глину гжельского направления. К 1727 году предприятие (21 рабочий) выпускало табачные трубки, изразцы. Надо отметить, что власть изначально не слишком ретиво помогала Гребенщикову. Так, Афанасий строчил челобитные, моля дозволить прикупить деревеньку с крестьянами к фабрике. Однако отказ следовал за отказом. Препятствием был… закон.

Закон 1736 года делал невозможным приобретение к фабрике люда целыми деревнями. В 1742 году несгибаемый Гребенщиков дошёл с прошением до Сената. В итоге, до него снизошла Елизавета Петровна и отменила злополучный акт. Именно императрице мы обязаны появлением фарфоровой мануфактуры в России. Для воплощения в жизнь этого проекта предпринимались мыслимые и немыслимые усилия. Образовался круг людей, пытавшихся угодить государыне. Неоднократно предпринимались попытки выведать секреты изготовления фарфора. Для этого снаряжались русские экспедиции, в том числе в Китай. Так, один из приближённых вложил немало средств в авантюру и погорел. Китайцы вручили его людям фальшивые рецепты.

История, к слову, знает немало авантюристов, прознавших про слабость Елизаветы Петровны и пожелавших пристроиться к российской казне на «фарфоровый заработок». Таким оказался и тайком вывезенный из-за границы по указу Елизаветы Петровны швед Христоф Гунгер, по факту знавший лишь примерный состав фарфоровой смеси, но отрекомендовавший себя мастером. «Мастер» даже не смог подобрать подходящую глину для производства.

На что только не списывал свои неудачи Гунгер. Даже на… сосновые дрова, которыми топили печи. Долгое время ему удавалось водить за нос государевых слуг. Впоследствии руль был передан приставленному надзирать за шведом Дмитрию Виноградову. Ему и довелось опытным путем создать целую отрасль. Методом проб и ошибок постигались секреты фарфора. О литературе того времени Виноградов писал: «Что же до дела чистейшего порцелина касается, то поныне ещё» нет материалов, которые о том бы «основательно что напоминали».

По теме

Колыбель

Своему месту завод обязан барону Черкасову, одному из энтузиастов фарфорового дела. Он выбрал левый берег Невы, хоть завезённый «мастер» Гунгер был против этой локации. Изначально фабрика не являлась самостоятельным учреждением, а примкнула к Невским кирпичным и черепичным заводам. Само предприятие представляло собой одноэтажный дом, разделённый на две половины.

На 1748-49 годы пришёлся первый успех. Стали получаться мелкие предметы: блюдца, чашки, кофейники. Спустя два года государыне презентовали фарфоровую табакерку. Таковой доведётся не только желанным подарком, но и статусным предметом. Получить его из рук царицы считалось настоящей честью. На сегодня эти вещицы, кстати, выдающийся раритет, особо ценящийся у коллекционеров.

Можно смело сказать, что в 1756 период опытов завершился. Сформировались рецепты и техники изготовления фарфора. Однако структурно заводу ещё только предстояло оформиться. Полноценно, с точки зрения организации, он сложился лишь к 1787 году (пять секторов: машина для обработки материалов, модельмейстерская, горновая, живописная палата, лаборатория).

Штат завода расширится в период Александра I. Появится должность ремесленного инспектора, надзирающего и за художественной, и за материальной частью. К началу века на предприятии будет трудиться только более 70 живописцев. Практика приглашения иностранцев сохранится.

Фарфорные казусы и традиции

На протяжении XVIII века с царским двором стабильно путешествуют и сервизы с прочей утварью. Причина тому проста – острый дефицит подобных предметов. Процесс упаковки представлял настоящий ритуал и, вероятно, мог стать сюжетом для пьесы. Потребовалось достаточно времени, чтобы на фарфор стали делать акцент при определении интерьеров царских дворцов. Уже в 20-е годы XIX века фарфоровые изделия будут подгадывать под убранство залов. Сервизы постепенно получали прописку и закреплялись за чертогами.

А в годы царствования Екатерины Великой сложилась любопытная традиция. В приданое великих княжон стали включать сервизы, интерьерные предметы, туалетные наборы, изготовленные на императорском заводе. Именно благодаря этому укладу русский фарфор обосновался в лучших дворцах Европы. Княжны, обыкновенно, выдавались замуж за принцев-иностранцев.

Расцвет и антирыночность

Расцвет связан с правлением Екатерины II. Именно в годы её царствования обороты производства увеличились в разы. Немного статистики.

1794 год: сделано фигур, ваз, столовых вещей – всего 38 тысяч предметов. Стоимость таковых – 59, 973 рублей. Расход фарфора оценен в 47, 925 рублей. Частным лицам продано продукции на 8110 (1/6 всего сбыта). Характерный курс: производство непреодолимо превышает спрос. Запасы полнятся из года в год. Работа – только на дотациях. О расширении дела говорить излишне – оно бессмысленно. В разные эпохи предпринимались старания по выправлению продаж заводского товара.

В частности – исполнение частных заказов. Директорат желал повысить рентабельность предприятия.

Успех оказался незначителен.

В этом смысле завод кардинально отличался от королевских мануфактур Европы. Для последних частные заказы оставались, что называется, хлебом. Они с этого жили. Императорский завод своим антирыночным корням не изменит. При Николае I обороты завода по выделке предметов составили до 120 тысяч рублей. Львиная доля выпущенного направлялась царскому двору (до 100 тысяч), частные заказы составляли незначительную часть (до 10 тысяч). На содержание завода уходило до 100 с лишком тысяч.

Завод на протяжении своей истории оставался статусной игрушкой правителей. Обратим внимание: в XIX веке самые почитаемые праздники – Рождество и Пасха – немыслимы без подарков. Так, к Пасхе в баснословном количестве вручались (членам царской семьи, высокопоставленным придворным) украшенные фарфоровые яйца, выпущенные на известном заводе. Казалось, только для этого его и содержали.

В царствование Александра II заказы для дворцов сильно сократились.

А концу же правления – и вовсе почти иссякли. Завод оброс долгами, оборотные средства истощились.

С наступлением 1882 года – завод вновь в фаворе. «Дабы мог достойно носить имя Императорского», – указано великим князем Владимиром Александровичем.

Люди

Рабочие завода всегда были на особом счету вне зависимости от того, кто возглавлял государство. Изначально для их духовных нужд была возведена церковь Преображения Господня (1735). В 1817 году на её реставрацию выделено десять тысяч рублей. И ещё несколько фактов. По случаю наводнения 7 ноября 1824 года, рабочим выдали пособия. При Николае II особое внимание обращалось на улучшение положения трудящихся. В числе прочего, им представлялись пособия и от завода, и от кассы в «широких размерах».

Однако на счёт эффективности предприятия имелось особое мнение. К концу XIX века глава завода Д.Н. Гурьев объяснял безуспешность любых реформ двумя русскими причинами: «отсутствие хорошего хозяйства и совершенное неисполнение плана действий»; «на бумаге всё в порядке, в действительности же везде хаос». В 1894 году заводу исполнялось 150 лет. Затеи празднования юбилея отложили...

Перемены

В период Первой мировой часть продукции мануфактуры изготавливал для нужд военных госпиталей. Часть традиционных изделий продавалась на, как бы сейчас сказали, благотворительных аукционах. Вырученные деньги жертвовались лазаретам.

После Октябрьского переворота предприятие сменило имя и профиль. Так появился Государственный фарфоровый завод. Вскоре зародилось и новое художественное направление – «агитационный фарфор» (1918-1923), высоко оценённое современниками. Предприятие, разумеется, не могло продолжать работать, как в царский период. Про роскошь и убыточное производство предстояло забыть. Отныне обслуживался рынок массового потребления. Впрочем, товар, как и прежде, был высококачественным. Кстати, завод связали с именем М.В. Ломоносова лишь в 1925 году.

В 1992 мануфактуру акционировали. Так появился ОАО «Ломоносовский фарфоровый завод». Аббревиатура «ЛФЗ» использовалась вплоть до 2005 года. Далее «порцелинной мануфактуре» вернули первоначальное имя.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.10.2014 12:50
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Новости партнеров
Еще на сайте
Наша версия на Неве - региональное приложение общероссийской газеты независимых журналистских расследований «Наша версия»
Наверх