Версия // Бизнес // Кто построит «летучий корабль»?

Кто построит «летучий корабль»?

2009
В разделе

Демарш Германа Грефа на форуме «Россия зовёт», не исключено, подхватят и в Роснефти. Как отмечают наблюдатели, экономические подземные толчки и тревожное «приземление» на этом фоне предпринимателя Владимира Евтушенкова дало пищу для размышлений нефтяным экономическим элитам. Которые вполне могут задаваться адекватными в их ситуации вопросами. .

Демарш Германа Грефа на форуме «Россия зовёт», не исключено, подхватят и в Роснефти.

Как отмечают наблюдатели, экономические подземные толчки и тревожное «приземление» на этом фоне предпринимателя Владимира Евтушенкова дало пищу для размышлений нефтяным экономическим элитам. Которые вполне могут задаваться адекватными в их ситуации вопросами.

К примеру, кто будет отвечать за «просевший» амбициозный проект по освоению арктического шельфа? Или на кого направят гнев народных масс, который на фоне экономического кризиса может напомнить о себе стуком касок по брусчатке?

На несправившееся с экономической ситуацией Правительство? Или же на нефтяных олигархов, потративших деньги ФНБ на сохранение уровня добычи дешевеющей нефти? В общем, не исключено, что не желая отвечать не за свои «косяки», элиты сегодня всеми силами будут отмежевываться от причастности к будущим провалам. Начало этого процесса наблюдается уже сегодня. Властям словно намекают: «Крым, конечно, наш, но мы тут ни при чём».

Ещё полгода назад конференция «Offshore Marintec Russia», которая на днях была проведена в Петербурге на Энергетическом форуме, заявлялась как мероприятие с международной повесткой дня. Но в контексте геополитических событий, название которым историкам ещё только предстоит придумать, вопросы на обсуждение пришлось вынести почти что фантастические. Например, как произвести высокотехнологичное замещение для разработки арктического шельфа в рекордно короткие сроки?

Конечно, сегодня в распоряжении у России находятся четыре буровые платформы. Однако для освоения шельфа их требуется, по меньшей мере, в пять раз больше, вместе со всеми вспомогательными судами.

Большие надежды по импортозамещению возлагают на Петербург, как отечественный центр проектирования морской техники. Перед учёными Северной столицы поставят задачу в кратчайшие сроки произвести уникальное оборудование, аналогов которому в мире нет. С денежными средствами обещают помочь, на крайний случай пересчитать большой объём «ниукровских» денег, которые Правительство намерено переориентировать «в том числе на шельфовую тематику». Серьёзные аналитики отказываются комментировать реалистичность этих намерений.

Справедливости ради стоит отметить, что отдельные проекты в России уже успешно запущены. Так, с помощью средств федеральных программ был разработан и испытан первый в стране морской газотурбинный двигатель. Устройство способно работать на двух видах топлива как источник энергии. Его изготовление обходится дешевле, чем аналоги той же мощности.

Существует и знаменитое КБ «Вымпел», по проектам которого создаются, в том числе, ледоколы и суда арктического плавания. Правда, всерьёз противостоять тому же Китаю отечественное судостроение пока не может. «Нашим компаниям не выгодно строить самим, а выгодно покупать суда у Китая, вкладывая деньги в развитие их промышленности», – полагает начальник отдела маркетинга ОАО «Выборгский судостроительный завод» Никита Ворошилов. Основная проблема, по его мнению, – неблагоприятный режим налогообложения в России.

По теме

Только вот, несмотря на подающие надежды отдельные проекты, разработка арктического шельфа может, по меньшей мере, застопориться, а по большей – не состояться. Об этом уже сегодня аккуратно говорят эксперты.

Так, по мнению главы компании «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, эффективность федеральных программ для оперативной накачки объёмов «мышечной массы» недостаточна. «Сытые» годы для создания судостроительной мощности использованы не были. Текущая ситуация уже не очень располагает к прорывам: много ресурсов отвлекает присоединённый Крым, и на сложную ситуацию накладывается невозможность в нынешних политических реалиях привлечь к проекту зарубежные компании.

«Мы получили мощнейший удар по нефтегазовому комплексу. Как бы нам ни хотелось быть амбициозными, нужно понимать, что шельфы разрабатываются только по одной схеме: с привлечением иностранной техники. Если нефть опустится на уровень ниже 70 долларов за баррель, неизвестно, какая экономика будет у шельфовых проектов», – подчеркивает Бурмистров, сигнализируя: если нефтегазовой компании придётся привлекать финансирование самостоятельно, то проект может и не состояться. По меньшей мере «подвиснуть», как «подвисли» в финансовой неопределённости «Южный поток» и «Сила Сибири».

Судя по всему, «жирные времена» прошли и для нефтяников – вздыхают в кулуарах – «самим бы кто денег дал». Обещанные Игорю Сечину финансы отправят на выполнение текущего объёма задач Роснефти, а западные компании с их спецификой менталитета ведения бизнеса перестали поставлять составляющие даже для обувных фабрик, не говоря об инновационном оборудовании. Конечно, на арктические проекты поглядывает Китай с его богатым опытом судостроения. Но здесь аналитики прямо предупреждают: с китайцами, как с европейцами, не «прокатит».

«Конечно, их компаниям интересно участие в таком проекте, тем более что ресурсные финансирование неограниченны, – констатирует глава «INFOLine-Аналитика». – Но Китай – это «вещь в себе» с его стратегией контроля за ресурсами. С китайцами, как с европейцами не пройдёт, мы будем на сто процентов завязаны на их поставках. И, в итоге, подкосим потенциал для нашей строительной отрасли».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.10.2014 15:46
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх