// // Нешуточные страсти в уездном музее

Нешуточные страсти в уездном музее

674
В разделе

Ограбить музей? Что может быть проще? – наверное, это скажет любой, кто видел шедевр Уильяма Уайлера «Как украсть миллион». И будет почти прав. Утрата музейных ценностей – вовсе не редкость, хотя совершаются «пропажи» куда менее изящно, чем у Одри Хепбёрн и Питера О’Тула. Они, скорей, проходят в будничной и тоскливой атмосфере «Возвращения святого Луки». И не в Лувре или Эрмитаже, а в скромном областном «Музейном агентстве». Хотя в денежном выражении, по нашему предположению, вполне соизмеримы.

Директор ГБУК ЛО «Музейное агентство», как рассказали корреспонденту «Нашей Версии на Неве» сведущие люди, помимо прочих, имеет одну любопытную функцию – курирование различных культурных программ и участие в конкурсных комиссиях по тендерам на проведение работ по их реализации. К примеру, международные проекты восстановления Выборгской и Ивангородской крепостей. Или презентованный этим летом мегапроект многофункционального музейного центра (ММЦ) в селе Рождествено под Гатчиной, который создаётся в рамках проекта «Сохранение и использование культурного наследия в России».

ММЦ призван объединить музейщиков сразу из четырёх регионов – Тверской, Новгородской, Псковской и Ленинградской областей. Именно здесь планируется хранить многочисленные экспонаты, в том числе и нуждающиеся в реставрации. Первый камень на месте будущего строительства, по заявлению чиновников из Ленобласти, заложат уже весной 2014 года. Сейчас завершается стадия разработки Центра, который расположится на площади 10 000 кв.м.

Общая стоимость проекта уже известна – 34,8 млн долларов США. Деньги выделил Международный банк реконструкции и развития. Проект ММЦ реализуется силами ОАО «КБ ВиПС», которое успело отметиться на всех питерских «стройках века» – Второй сцене Мариинского театра, Лахта-центре, Газпром-Арене, БДТ им. Товстоногова. При этом подведение инженерных коммуникаций осуществляется за счёт бюджета Ленинградской области.

И значит в регионе непременно пройдут конкурсы. С большой вероятностью, при участии «Музейного агентства» как будущего главного потребителя. Логика подсказывает, что победа той или иной фирмы в объявленном тендере не может не зависеть от позиции руководства этого пока скромного агентства. Увы, нынешняя российская действительность такова, что заинтересованные лица стремятся активно лоббировать определённые компании, и вопрос о том, как в этом случае поведёт себя куратор проекта, становится весьма актуальным.

Если же центр, в конце концов, будет построен, под контролем «Музейного агентства» окажется более 600 000 экспонатов из областных музеев. Очевидно, что его директор и тут фигура ключевая.

Далее мы вынуждены цитировать коллег из интернет-издания «ВКризис.ру». До 30 сентября исполняющей обязанности директора агентства была некая Татьяна Балт. За пять дней до её низложения были подведены итоги конкурса на замещение вакантной должности директора «Музейного агентства».

К моменту завершения подачи заявок в областном комитете по культуре были зарегистрированы только госпожа Балт и заведующий музеем-заповедником «Прорыв блокады Ленинграда» Денис Пылёв. Однако наутро выяснилось, что претендентов в два раза больше – уже названные, а также главный специалист комитета по культуре Михаил Сметанин и заведующая Тихвинским историко-мемориальным и архитектурно-художественным музеем (ТИМАХМ) Леся Колесникова.

Именно Колесникова стала победителем и уже на следующий день, 26 сентября, появилась на пороге агентства. Обстоятельства этого визита подробно описаны в заявлении Татьяны Балт в Ленинградскую областную прокуратуру, копия которого оказалась в распоряжении «Нашей Версии на Неве».

По теме

«…В сопровождении Ермакова А. М., являющегося начальником Департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия комитета по культуре Ленинградской области и ещё трёх неизвестных лиц, появилась в ГБУК ЛО «Музейное агентство» и потребовала передачи ей уставных и финансовых документов, печати учреждения, …основываясь на том, что она выиграла конкурс…

Нахождение посторонних лиц на территории ГБУК ЛО «Музейное агентство» (по адресу ул. Смольного, д.3) деморализовало и выбило из работы сотрудников, а изъятие документов и печати дезорганизовало нормальную работу, в результате чего была остановлена хозяйственная деятельность учреждения. Посторонние люди находились до конца рабочего дня, так и не объяснив оснований, … сказав, что заключён какой-то договор на охрану (кого?), который так и не был предъявлен. Изъятые у меня документы и печать находятся у Колесниковой Л.А.»

Как сообщает в прокуратуру госпожа Балт, через несколько дней в «Музейное агентство» вновь пожаловал Ермаков и Колесникова, а также председатель комитета по культуре Кононенко. Чиновники, наконец, представили нового директора, показав соответствующее распоряжение.

По всей видимости, у Татьяны Балт есть веские причины сомневаться в профессиональных качествах Леси Колесниковой. Если верить докладной, которая поступила ещё в 2006 году на имя председателя комитета по культуре Ленобласти по итогам проверки, проведённой в Тихвинском историко-мемориальном и архитектурно-художественном музее, то к новому директору «Музейного агентства» могут появиться вопросы и у представителей правоохранительных органов. Экспонаты хранились в помещениях ТИМАХМ в явной тесноте. Определить, в каком состоянии они находятся и соответствуют ли записям в инвентарной книге, не представлялось возможным.

По согласованию с проверяющими, Колесникова сначала обсудила план перемещения музейных предметов коллекции мебельного фонда и фонда архитектурных деталей. Однако на следующий же день она издала распоряжение, с требованием сдать ключи от всех музейных помещений, хранилищ и сигнализационные ключи. Переезд был сорван, а заместитель директора «Музейного агентства» Людмила Федосеева во исполнение приказа ФА КК №78 от 14.03.2006 сообщила в ответ о своей готовности обратиться в Росохранкультуру по Северо-Западному федеральному округу.

Обратимся снова к тексту заявления, поступившего недавно в областную прокуратуру.

«По данным учётной документации в ТИМАХМ наличие музейных предметов должно составлять 38885 единиц. Фактически же наличие предметов по данным на 03.10.2013 г. составляет 31164 предмета, таким образом, имеется недостача государственной части музейного фонда». Куда они делись? Специалисты «Музейного агентства» готовы согласиться с тем, что часть утраченного наследия была похищена во время давнего ограбления. Другая сгорела во время пожара. А куда бесследно исчезли оставшиеся экспонаты, в частности некрупные предметы? Просто потерялись во время многочисленных переездов с места на место или они плавно перекочевали в антикварную лавочку при тихвинском музее?

Столь же загадочно ТИМАХМ под руководством Леси Колесниковой лишился целого музейного здания. После чего «Музейное агентство» было вынуждено рассмотреть вопрос о перемещении уникальной коллекции мебели провинциальных мастеров в усадьбу Приютино под Всеволожском. «Депутатов и общественность города крайне волнует судьба коллекции, фондохранилища, а также будущее музейного дела города Тихвина, имеющего древнейшую историю и свои традиции», – написал в областной комитет по культуре глава Тихвинского района Георгий Хухунаишвили.

Вероятно, теперь, когда Колесникова превратилась в директора «Музейного агентства», все эти вопросы счастливейшим образом разрешатся. Но кто может поручиться, что подобная судьба не постигнет сотни тысяч музейных экспонатов Северо-Запада, которые отправятся на реставрацию в ММЦ?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.10.2013 18:18
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Новости партнеров
Еще на сайте
Наша версия на Неве - региональное приложение общероссийской газеты независимых журналистских расследований «Наша версия»
Наверх