Версия // Общество // Николай Рерих: «Не-сёстры»

Николай Рерих: «Не-сёстры»

2253
В разделе

По всем правилам «юбиляра», которому девятого октября исполняется 140 лет, надо представить. Но здесь и возникает первая сложность: отдать приоритет какой-либо его ипостаси невозможно. Общественный деятель, художник, путешественник, археолог etc. Ни о чём не говорит….

Вернее образ, следующий из его картин. Рерих – словно на горной вершине, где обывателю не то что делать нечего – он там не протянет и дня. Но, похоже, обращён Николай Константинович не к «горним вершинам» (хотя это и логичнее прочего), а именно что к обывателю, к тому, кто заведомо не оценит его изысканий и вообще за скалами гор не увидит.

Так и это лишь полуправда. Потому как главное в Рерихе, конечно, заоблачность. Та сторона, которая плотно укутана дымкой. И для того, чтобы заглянуть за неё, придётся отдать многое, если не всё. Хотя вряд ли назначенная цена слишком высока. Послание Рериха – путь к чистоте, вершине. По крайней мере, читается призыв не судить о мире с позиции подножья.

Неизвестный Рерих

Биография Николая Константиновича странным образом является незнакомой и малоизвестной. Все знают, что был такой знаменитый художник, покинувший Россию до революции 1917 года, да так не смогший вернуться. Живший в Индии, много путешествовавший, искавший Шамбалу. Потом существуют известные якобы «факты»: «был сотрудником разведок и спецслужб». Эти позиции не выдерживают критики.

Точно одно: фигура Рериха уникальна. Вокруг неё не может не быть мифов. Чтобы понять это, достаточно коснуться его биографии.

В пору своего студенчества Николай Константинович учился в трёх местах: юридическом, историко-филологическом факультетах университета и, одновременно, в Академии Художеств. В его дневнике можно обнаружить волнительные записи о том, как сдавать экзамены. «Приехал в город и опять погружаюсь в сферу экзаменов. Всё о картине думаю, знаете, очень трудно так раздваиваться, жить на два хозяйства (Университет и Академия). Право (Унив.) слабо. Мне кажется, этот экзамен я пропру, первый в жизни пропру».

Большую часть своего времени он посвятил пребыванию на лекциях знаменитых историков, археологов. Увлечение археологией сохранил с детства.

В юношестве участвовал в археологических изысканиях генерала Ивановского, которые проходили, в том числе, на изварской земле. К слову, Николай Константинович был самым молодым членом операторской археологической комиссии, получавшим открытые листы для проведения самостоятельных раскопок.

Позже, в 1906 году, Николай Константинович стал крупным художественным чиновником, директором рисовальной школы. И оставался им до тех пор, пока мог находиться в Петербурге.

В 1916 году из-за тяжёлого лёгочного заболевания Рериху пришлось в очередной раз уехать в другой климат.

По настоянию врачей перебрался в Сортавалу. Как говорят исследователи: туда он приехал как крупный деятель культуры, а уехал – с мировой программой сохранения культурных ценностей.

Рериховский пакт и ещё две гаагские конвенции, автором которых является учитель Николая Константиновича на юридическом факультете Фёдор Мартенс, основа универсальной гаагской конвенции 1954 года «О защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта». Три российских по происхождению акта являются базой международной системы защиты культурного наследия.

По теме

Рерих и Петербург

Николай Рерих родился в городе на Неве и более чем полжизни прожил здесь.

До его родового дома – Университетская набережная, 25 – «эффективные инвесторы и собственники» пока не добрались. Когда-то там находилась нотариальная контора отца – Константина Фёдоровича.

Будущий художник учился в знаменитой частной гимназии Карла Ивановича Мая. Здесь же получали образование его братья, дети (а также, например, члены семьи Бенуа, Семёновы-Тян-Шанские, Добужинские – удивительная альма-матер, воспитавшая цвет русской петербургской культуры).

Стоит сказать и про обучение в мастерской Архипа Ивановича Куинджи, которого Рерих считал учителем своей жизни. Не только по части профессиональной художественной школы, но именно жизни.

Достоин и подход к ней: не поразиться тому, сколько успел сделать, оставить после себя – невозможно. Как полагает Алексей Бондаренко, директор Санкт-

Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов: «Удивительна его организованность. Видимо, здесь сказывается варяжско-немецкая кровь, порода. Глядя на него, вспоминаешь слова Римского-Корсакова, старшего товарища, композитора, с которым они были тесно связаны – Рерих оформлял оперы (и «Псковитянку»,

и «Снегурочку»): «Вдохновение должно быть регулярным». Это, наверное, нам странно слышать, но выдающиеся творцы… они хранили какой-то секрет постоянного присутствия вдохновения. День Рериха был расписан поминутно, но как говорил его сын Святослав – «он никуда никогда не торопился».

Даже поверхностно изучающий тему «Рерих и Петербург» невольно подметит – по адресам только Николая Константиновича (не говоря о его семье) можно изучать город и реконструировать эпоху. Судите сами. Рерих был крещён в храме Андрея Первозванного на Большом проспекте. Супруга – Елена Ивановна, родилась на Сергиевской улице (ныне Чайковского) рядом с собором Сергия Радонежского (она была крещена здесь), который будет уничтожен большевиками. Сегодня на этом месте находится «Большой дом». Кстати, одним из архитекторов, разработчиков проекта был младший брат Николая Константиновича – Борис (впоследствии репрессированный). Вероятно, будет правильным обратить внимание ещё на одно обстоятельство. Из-за того, что Николая Константиновича «вернули» на Родину в конце 1950-х годов как «певца гор», художника Гималаев, он не вошёл в пантеон деятелей Серебряного века.

А Рерих, вне всякого сомнения, принадлежит этому созвездию.

Рерих сегодня

В высказывании Михаила Пиотровского: «Николай Рерих является для нас одним из международных символов Санкт-Петербурга», – гораздо меньше пафоса, приуроченности и надуманности, чем может показаться на первый взгляд.

Если говорить по существу – Николай Константинович из тех редких фигур, которые вышедшую на международную арену русскую культуру подняли на новую высоту. И в общественно-правовом смысле (например, пакт Рериха), и культурном (скажем, он один из активнейших участников тех же дягилевских сезонов). Его связи с зарубежными деятелями политики и культуры – предмет отдельного исследования. Однако, чтобы был понятен ракурс, обмолвимся: например, в совете музея Рериха в Нью-Йорке были такие люди, как Альберт Эйнштейн и Рабиндранат Тагор; его другом был король Югославии Александр. Рерих входил в советы самых различных обществ. Перечислять награды, к которым он был представлен: Орден Почётного Легиона, Медаль Королевского общества Швеции и др.,– дело неблагодарное – собьёшься, список кажется нескончаемым.

Путь

Вероятно, каждый должен прийти к собственному мнению о пути Николая Константиновича. Сама по себе фигура заслуживает такой чести (благо, масштаб вполне сопоставим с масштабом того же Леонардо да Винчи). Заимствование чужих определений абсолютно бессмысленно и, в известном смысле, провально. Стоит употребить одно понятие – поиск. Оно не исказит сути.

Алексей Бондаренко считает, что «смысл деятельности Рериха – утверждение творчества, творческих подходов к жизни.

В 1917 году, когда свершилась Февральская революция, Николай Константинович, понимая, к чему ведут события, участвовал в знаменитой Комиссии Горького, обратившейся к народу с воззванием: «всё это принадлежит вам, нельзя допустить разрушения и разграбления уникального собрания культурных сокровищ».

В этой фразе угадывается слог Рериха. Мы знаем, что в тот период было создано множество музеев. Без сомнения, многое было утеряно, уничтожено, но очень многое удалось сохранить. И велика в этом роль Комиссии Горького, того коллектива, который там был собран.

Он ратовал за то, чтобы жизнь была украшена, а искусство проникало в жизнь каждой семьи. Почему считал это возможным? Видел это по материалам своих археологических изысканий. Знал, как жили древние народы, какое значение придавалось искусству тогда. Именно этот посыл был в его поездках, выставках. Конечно же – открытость культурам других стран».

Рерих и политика

«Разве не странно, что политика и Культура в существе своём разошлись? Казалось бы, и то и другое служат улучшению жизни, но за последнее время чванная политика как-то откололась от пути Культуры. Проверим, много ли участвует художников и учёных среди политических собраний. Окажется, что лишь в малом количестве стран в законодательных учреждениях широко включены представители науки и искусства», – писал Николай Константинович.

Можно найти поразительные заметки о нём, как о политике. Едва ли возможно оспорить два утверждения: Рерих был близок к политике как любой крупный мыслитель; будучи общественным деятелем, не мог не соприкасаться с сильными мира сего. Для разрешения противоречий между не-сёстрами (по его же определению – культуры и политики) сделал больше любого властелина. Однако и знамя мира, которое он поднял, остаётся пока больше метафорой, чем принципом мироустройства. Для того чтобы увидеть это – достаточно изучить сегодняшнюю карту событий. Культура остаётся невостребованной панацеей от социальных бед. Возможно, и останется до тех пор, пока мы если не научились мыслить, как Рерих, то хотя бы не утрудили себя восхождением к его образу мысли.

Редакция выражает благодарность Санкт-Петербургскому государственному Музею-институту семьи Рерихов за помощь в создании материала.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.10.2014 18:02
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх