Версия // Общество // Транспортная удавка

Транспортная удавка

1963
В разделе

Колонны грузовиков, перевозящих грузовые контейнеры из Морского порта Петербурга, могут парализовать движение в центре города и спровоцировать новые социальные конфликты

Полтора месяца назад мы писали об опасностях и бессмысленных расходах, содержащихся в «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года», которую разработало подчиняющееся министерству транспорта федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» в интересах компаний, связанных с портовым магнатом Виталием Южилиным и министром транспорта РФ Игорем Левитиным. «Стратегия» предусматривает увеличение оборота контейнерных грузов через существующий порт Санкт-Петербург втрое, до 60 миллионов тонн. («Чёрный пиар бывших красных», «Наша Версия на Неве», №198, 2011).

Столкнувшись с проблемой сложности прохода судов через и так перегруженные фарватеры, авторы «Стратегии» планируют выделить 2 миллиарда рублей на работы по срытию части острова Кривая дамба. Парадоксально, не правда ли? Совсем недавно нам объясняли, как важно превратить в сушу часть невской акватории на Васильевском острове, чтобы построить там южилинский пассажирский терминал (который, как и предупреждали, оказался убыточным, если не преобразовать его в грузопассажирский), а теперь, оказывается, портам не прожить без обратного процесса!

Челобитная для губернатора

Но самое главное, что амбициозные левитинско-южилинские проекты ставят Санкт-Петербург под угрозу транспортного коллапса. Уже сейчас на въезде с Западного скоростного диаметра на улицу Благодатная регулярно образуется пробка, преодоление которой в среднем занимает до 40 минут. После реализации «Стратегии развития» будет ещё хуже. Экспертиза показала, что Западный скоростной диаметр не сможет ежесуточно пропускать через себя 15 тысяч грузовиков, которые неизбежно заблокируют все прилегающие улицы.

Мы предупреждали, что подобная политика вызовет недовольство людей, и оно не замедлило проявиться. Жители домов Кировского, Красносельского и Московского районов, мимо которых проезжают гремящие и чадящие автоколонны, передали 176 листов с подписями под обращением к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко. Содействие возмущённым горожанам оказала Коалиция петербургского действия «Градозащита», получившая известность по недавней кампании против выселения на окраины обитателей зданий, реконструируемых компанией «СПб Реновация».

В обращении сообщается, что «в результате работ по реконструкции Большого порта Санкт-Петербурга в центральной части города значительно увеличился поток грузового транспорта в жилых районах. Из-за возросшего транспортного потока создается критическая ситуация с дорожными пробками, загрязнением воздуха, увеличением уровня шума. В связи с ростом потока большегрузного транспорта через исторически сложившуюся застройку происходит ухудшение условий для сохранности объектов культурного наследия города на Неве. Санкт-Петербург на грани транспортного коллапса.

Согласно Конституции РФ и иному законодательству предусмотрено право граждан на благоприятную среду обитания и учет наших интересов при принятии градостроительных решений. Вместе с тем никакого официального информирования населения об указанных строительных планах не осуществлялось, расчёты воздействия на улично-дорожную сеть и влияния на окружающую среду не публиковались. В условиях заявленного начала строительных работ мы даже не имеем информации о том, проводилась ли экологическая и государственная экспертиза проекта и выдавались ли необходимые разрешения на строительство. …Обращаемся к Вам с просьбой принять срочные меры по решению данной проблемы нашего города».

По теме

К обращению приложено сопроводительное письмо КПД «Градозащита», в котором сообщается о необходимости обеспечить альтернативный бесплатный проезд для грузового транспорта, проверить документацию, связанную с реконструкцией Большого порта, и потребовать объяснений: почему жители города не были должным образом оповещены о начавшихся работах и связанных с ними проблемах?

Друзьям Левитина закон не писан?

К кампании подключился один из лидеров профсоюза «Защита» Степан Маленцов, отправивший запросы сразу нескольким официальным лицам. Среди его адресатов начальник Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Олег Жигилей, глава Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Владимир Кириллов, руководитель петербургского Управления Роспотребнадзора Игорь Ракитин, руководитель Северо-Западного управления Ростехнадзора Григорий Слабиков, начальник «Главгосэкспертизы» РФ Сергей Османов и другие официальные лица.

Сообщив адресатам, что ОАО «Петролеспорт» уже строит пять новых причалов и соответствующую инфраструктуру, Маленцев попросил ответить, в курсе ли уважаемые чиновники и осуществляют ли их инстанции предписанные законом надзорные функции над строительными работами. Профсоюзного лидера особенно интересовало: кем и когда проводились общественные слушания, получил ли проект положительное заключение государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы проектной документации, а также объём вредных выбросов в атмосферу, уровень шума, мероприятия по защите населения и объём выплачиваемых ему компенсаций.

Пока поступил только один ответ. Руководитель Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Денис Беляев сообщил Маленцову, что с его организацией проект не согласовывался. Хотя по закону это согласование обязательно. Может быть дело в том, что владельцем ОАО «Петролеспорт» является ООО «Н-Транс», которое раньше называлось ЗАО «Северстальтранс» и где скромно работал вице-президентом будущий министр транспорта Левитин?

Причалы на окраинах – мир в центре

Изложенным в обращении жителей, заявлении «Градозащиты» и письмах профсоюзника Маленцова проблемы не ограничатся. Прокурору Санкт-Петербурга Сергею Зайцеву поступило обращение от «Межрегионального союза перевозчиков и экспедиторов Северо-Запада». Перевозчики жалуются, что их вынуждают пользоваться исключительно платными дорогами, тогда как бесплатные для них закрыты. Союз перевозчиков требует открыть проезд по интересующим их маршрутам, и даже поверхностный взгляд на карту позволяет увидеть, что в случае удовлетворения этих требований, грузовики пойдут в том числе и мимо кварталов, которые реконструирует «СПб Реновация». Состоятельным петербуржцам, заплатившим большие деньги за элитное жильё, будет особенно приятно получить «бонус» в виде круглосуточного грохота под окнами тяжёлых грузовиков и вони их выхлопных труб.

Поскольку среди тех, кто уже приобрёл право на жильё в реновируемых кварталах, есть очень влиятельные люди, свои права они будут отстаивать чрезвычайно решительно. Многие захотят судиться если не с «Реновацией», так с портовиками и перевозчиками. В скандал будут вовлечены представители городских властей и журналисты, начнутся жалобы в Москву и войны компроматов… В сочетании с массовыми протестами менее состоятельных граждан, поддержанных оппозиционными депутатами Законодательного Собрания и Государственной Думы, всё это обеспечит изрядную головную боль и владельцам портовых терминалов, и Смольному.

Поэтому очень хотелось бы, чтобы губернатор Полтавченко и другие официальные лица ответили на заданные вопросы и, главное, приняли меры, чтобы снять с горла петербуржцев транспортную удавку. Тем более, что способ избежать решения проблемы хорошо известен и давно проверен в европейских странах. «Наша Версия на Неве» уже не раз о нём писала. Вывод портовых мощностей из центров крупных городов на их окраины позволяет решить проблемы расширения терминалов и одновременно оздоровить транспортно-экологическую обстановку в центральных районах. Так уже сделано в Хельсинки, Роттердаме и Гамбурге.

Андрей Пекарев

Полный вариант текста напечатан в газете "Наша Версия на Неве" № 205, 05 - 11 декабря 2011

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.03.2013 19:49
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх