Версия // Общество // Занавес падает

Занавес падает

1940
В разделе

Заявление Александра Сокурова о выходе из совета директоров «Ленфильма», увенчавшееся признанием поражения, означает, что в дискуссии относительно будущего легендарной киностудии поставлена жирная точка.

Исход двухлетнего негласного противостояния между «кризисным менеджментом» и Общественным Советом, сос-тоящим из известных деятелей культуры, вряд ли стал для кого-то неожиданностью. Ещё в конце октября, незадолго до того, как Алексей Герман-старший попал в больницу, откуда ему так и не удалось выйти, Совет директоров принял решение об увольнении с поста гендиректора продюсерского центра Андрея Сигле. После обращения давнего партнёра и продюсера некоторых кинолент Сокурова в суд и последующего восстановления в должности, руководство студии вновь незамедлительно попросило его на выход. Что касается сына мэтра – режиссёра Германа-младшего, то ему изначально больше импонировала концепция, предлагаемая новыми управленцами. Кроме того, сейчас он занят техническим завершением последней картины своего отца «Трудно быть богом», что происходит как раз таки на «Ленфильме», поэтому идти на конфликт явно не в его интересах.

Между тем, главной задачей генерального директора одного из крупнейших кинопроизводств страны Эдуарда Пичугина является выведение студии на уровень коммерчески прибыльного проекта. Собственно говоря, именно этот вопрос и стал причиной возникновения разногласий, завершившихся уходом Сокурова.

В ожидании получения кредита на 1,5 млрд рублей от ВТБ под стопроцентную гарантию правительства, руководство «Ленфильма» занято погашением различных задолженностей и возвращением ушедших в худшие годы специалистов. Казалось бы, всё идёт своим чередом и идёт не так уж и плохо.

Однако дело в том, что Эдуард Пичугин – бизнесмен от кино, имеющий к искусству как таковому опосредованное отношение. Для него «Ленфильм» – потенциально выгодное дело, предприятие, которое с государственной помощью можно превратить в кинофабрику, штампующую незатейливые фильмы для российского рынка по голливудским лекалам.

Продав в 2006 году основанную им сеть кинотеатров «Кронверк-Синема», Пичугин совместно с Сергеем Сельяновым и Фёдором Бондарчуком учредил управляющую компанию «Киносити», которая при господдержке осуществляет проект по строительству кинозалов в городах с населением менее 500 тысяч человек. В Петербурге вскоре должен открыться развлекательный мультимедийный центр «Великан» с шестью залами, также принадлежащий «Киносити» и располагающийся неподалёку всё от того же «Ленфильма».

Очевидно, что ориентиром для предпринимателей (Сельянов и Бондарчук тоже входят в совет директоров) служит пример Карена Шахназарова. Действительно, сегодня обновлённый его стараниями «Мосфильм» выпускает большое количество кинолент и работает очень активно. Однако необходимо заметить, что доход формируется за счёт не только текущих съёмок, но и адаптации иностранных новинок, отчислений за использование старого фильмофонда и т.д.

Главное же отличие заключается в том, что в случае «Ленфильма» менеджерское видение надлежащего развития студии неизбежно будет накладываться на связанные с «Киносити» бизнес-планы руководства. Ведь очень удобно иметь под рукой свой «цех», в котором будут снимать или обрабатывать фильмы, а кинопрокатные права на них затем, например, передаются на особых, «скидочных» условиях.

По теме

Более того, контроль над крупным кинопроизводством приобретает особую важность в свете последних законодательных инициатив. В Государственной Думе на рассмотрении находятся два законопроекта, поданные депутатами Дмитрием Литвинцевым и Сергеем Железняком.

По замыслу профессионального патриота Железняка, к которому позже присоединилась артистка и партийный соратник Мария Кожевникова, как минимум 20% от общего количества дневных сеансов в многозальном кинотеатре в квартал и в малозальном кинотеатре в день должны принадлежать так называемым национальным фильмам. При этом данная норма закона будет распространяться только на время с полудня и до полуночи, то есть ночные и утренние показы по замыслу не подлежат квотированию.

Однако предложение представителей «партии власти» меркнет в сравнении с полётом мысли народного избранника Литвинцева. В стремлении защитить отечественный кинематограф депутат придумал производственную классификацию на национальные, совместные и иностранные фильмы. Так, «национальным» кино становится при условии, что не менее 60% усилий по его созданию осуществляется силами зарегистрированной в России организации, 70% съёмочной группы составляют россияне, а иностранные вложения в смету картины не превышают 40%.

Подход Литвинцева к квотам характеризуется ещё большей степенью радикализма: он предлагает ограничение в 20% наложить на фильмы иностранного производства, причём уже безотносительно ко времени суток и параметрам кинотеатров.

Идеи депутатов, внешне носящие патриотический окрас, вполне согласуются с амбициями нынешнего совета директоров «Ленфильма». Что может быть лучше, чем закрыть российский рынок для западных киномагнатов, но выписывать из той же Америки режиссёров и консультантов, снимая для своего потребителя по кальке «фабрики грёз» и показывая в собственной сети кинозалов? Тем более, как недавно заявил первый заместитель гендиректора «Ленфильма» Александр Котелевский, – «от желающих снимать сегодня нет отбоя».

В свете подобных предположений становится ясно, что Общественный Совет при студии и поставленный менеджмент никогда бы не смогли найти общий язык, потому как диалог пытались вести два совершенно разных поколения – творцы и предприниматели. И тот, кто мыслит понятиями рынка и рентабельности, вряд ли желает слышать от того, кого деньги не так беспокоят, что-либо об авторском и в лучших советских традициях – детском и юношеском кино.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.03.2013 16:54
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх